Юрист Хаминский: маркетплейсы могут повторить судьбу «Светофора»
Российские контрольно-надзорные органы приостановили деятельность торговой сети «Светофор». Причиной этому стали многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических правил, несоответствие состава продуктов указанному на упаковках, отсутствие маркировки и другие отступления от обязательных требований, напомнил юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский.
По его мнению, подобные проверки маркетплейсов могут привести к запрещению продажи онлайн целых групп товаров. «Приобретая продукты в офлайн-магазинах, потребитель может оценить условия хранения в торговом зале, целостность упаковки, прочитать сроки реализации и состав. При покупке на маркетплейсах он такой возможности лишен в принципе. Сами маркетплейсы отсылают за информацией к многочисленным продавцам, объясняя, что они выступают лишь как посредники», — подчеркнул Хаминский в беседе с «Компанией».
Юрист указал на то, что если обратиться к нормативным документам, станет ясно, что большая часть действий, относящаяся к оказанию услуг розничной продажи товаров, осуществляется именно маркетплейсами. При этом пробелы в правовом регулировании их деятельности приводят к нарушению базовых прав потребителей, таких как получение полноценной информации о товарах и гарантии их безопасности.
«То, как потребителей вводят в заблуждение, можно проиллюстрировать на простом примере. Если на сайте Wildberries ввести поисковый запрос "масло сливочное", то на одном из первых мест в результатах поиска окажется продукт под названием "Масло топленое". В его описании настолько часто встречается слово "сливочное", что у потребителя может сложиться ложное представление о виде товара. На самом деле данная жировая масса не имеет никакого отношения к сливочному маслу», — рассказал эксперт.
Он отметил, что тот же товар присутствует и на сайте Ozon. В его описании в качестве единственного ингредиента указано сливочное масло, которого в продукте нет. Кроме того, в описании имеется указание, что продукт является диетическим. При этом его калорийность составляет астрономические 891 ккал на 100 граммов.
Хаминский считает, что подобных примеров на маркетплейсах сотни тысяч. И каждый раз представители цифровых платформ разводят руками, мол, во всем виноваты продавцы, а не площадки. А крайними, как всегда, оказываются покупатели.
По его мнению, чтобы сохранить сложившееся положение дел, владельцы маркетплейсов всячески лоббируют законодательное закрепление за онлайн-торговлей более либеральных требований, чем те, что сегодня предъявляются их конкурентам из офлайн-сферы. Но если приравнять в обязанностях офлайн- и онлайн-торговлю, большинство маркетплейсов повторят судьбу «Светофора», уверен юрист.