Юрист Хаминский предостерег от резких изменений закона о банкротстве
Юрист, руководитель Центра правопорядка в Москве и Московской области Александр Хаминский прокомментировал ситуацию с реформой банкротства. По его мнению, закон нельзя подвергать резким изменениям.
Ситуация связана с возвращением обсуждения «банкротной реформы» из-за непростого положения во многих отраслях экономики в связи с высокой ключевой ставкой.
В перспективе это может повлечь волну банкротства. Первоначально проект был внесен в Госдуму весной 2021 года, но из-за резкого изменения экономической и политической обстановки, связанной с началом СВО, не дошел до первого чтения и был отложен.
В текущих условиях, когда высокая ключевая ставка создает существенные негативные условия для бизнеса, поэтому правительство решило возобновить обсуждение реформы.
Документ предполагает отказ от таких процедур банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства. Авторы документа отмечают, что действующее законодательство предусматривает недостаточно эффективные механизмы реабилитационных процедур, которые редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников.
Инициаторы ссылаются на статистику Единого федерального реестра сведений о банкротстве за 2019–2020 годы, согласно которому доля удовлетворенных требований кредиторов составляет менее 5%, доля процедур, в которых выплаты кредиторам не производились, около 60%, доля ежегодно вводимых реабилитационных процедур банкротства организаций составляет менее 2%.
Также законом предлагается введение балльной системы отбора конкурсных управляющих и резкое повышение компенсационных фондов СРО.
«Однако предлагаемые меры могут повлечь за собой негативные последствия как для должников, так и для кредиторов. Сокращение процедур в банкротных производствах может повлечь всплеск рейдерских захватов. При этом наибольшие риски будут именно у платежеспособных организаций, которые потеряют возможность улучшить свое финансовое положение и расплатиться по долгам до момента признания их банкротами», — обратил внимание Хаминский.
Что касается отбора конкурсных управляющих, это приведет к тому, что недобросовестные арбитражные управляющие получат возможность получать баллы за пустые банкротства. В то же время опытные управляющие, ведущие сложные и затратные процедуры, останутся аутсайдерами в такой системе оценки.
Резкое повышение компенсационных фондов СРО повлечет за собой уход с рынка малых и средних СРО, что, во-первых, приведет к монополизации рынка, а во-вторых, создаст сильный дефицит управляющих, требующихся при банкротстве небольших компаний, уверен эксперт.
Среди плюсов реформы юрист отметил введение голландской системы торгов при реализации имущества должников. Она подразумевает такой механизм проведения торгов, в ходе которых в рамках одной процедуры торги будут идти на повышение цены, затем — при отсутствии заявок — цена будет снижаться до поступления первого предложения о цене, после чего торги снова будут идти на повышение.
«Такой механизм должен привести к снижению расходов на проведение торгов, ускорению сроков их проведения и минимизации случаев признания торгов несостоявшимися», — заключил Хаминский.
Ранее Российский Союз мукомольных и крупяных предприятий сообщил, что не исключает массового банкротства предприятий отрасли и сокращения экспорта муки в 2025 году из-за отсутствия льготного кредитования. Свои опасения организация высказала в письме на имя министра сельского хозяйства РФ Оксаны Лут.