Top.Mail.Ru

Юрист рассказала о существующих проблемах франчайзинга в России

28.04.202123:27
Иллюстрация: Иллюстрация: "Ко"

Владельцы некоторых популярных франшиз заявили об увеличении долгов со стороны франчайзи по выплате роялти. По этой причине франчайзеры массово подают в суды. Среди них — Cofix, One Group, «АндерСон» и Subway. Так, ООО «Урбан кофикс Раша», которое управляет сетью кофеен Cofix, за год подало исков к партнерам на общую сумму 17,8 миллиона рублей.

Шаблонных решений в сфере франчайзинга не существует, это еще «свежая» отрасль, механизмов регулирования в которой не хватает российскому праву. Таким мнением с журналом «Компания» поделилась юрист и управляющий партнер консалтинговой компании «Кучерена Групп» Анастасия Кучерена. По ее словам, рост объемов долгов у франчайзи заставляет задуматься о внесении изменений в гражданский кодекс.

«Еще одна сфера российского бизнеса находится под ударом: франчайзи не могут расплатиться с владельцами франшиз. И это очень плохая тенденция», — заявила она.

Кучерена указала, что в России до сих пор нет специализированного франчайзингового договора, а слова «франчайзинг» даже нет в гражданском договоре. Это юридический пробел, считает она. Однако причины судебных тяжб с владельцами лицензии на использование франшизы не в этом, предположила Кучерена.

По ее мнению, несоблюдение стандартов и регламентов сети может являться причиной обращения франчайзера в суд, а для франчайзи критически важным моментом является наличие поддержки от головного управления сети. Часто эти вопросы решаются дипломатическим способом. Однако если противоречия обостряются, тогда стороны могут прибегнуть к проверкам исполнения условий договора, подтверждению отсутствия роялти платежей, отметила она.

При этом, несмотря на то что, например, у сети «АндерСон» суды идут только с теми франчайзи, у кого франшиза была отозвана еще до пандемии, это касается не всех сетей, пояснила Кучерена. По ее словам, есть большое количество причин, которые могут указывать на неразвитость правовой базы франчайзинга и «неустойчивую» связь между франчайзором и франчайзи. Среди них: финансовый кризис, плохо отлаженные бизнес-процессы в головной компании, конфликты между владельцами и покупателями франшиз, различного рода форс-мажоры, такие как пандемия коронавируса.

При этом франчайзерам стоит опасаться того, что увеличение подобных судебных процессов может отпугнуть потенциальных франчайзи, а вместе с этим замедлить развитие сети, заключила юрист.