Top.Mail.Ru
рынки

«Бомбил станет еще больше»: чем обернутся новые требования для такси

Фото: Petrov Sergey / news.ru via globallookpress.com Фото: Petrov Sergey / news.ru via globallookpress.com

Сразу несколько законодательных новшеств, ужесточающих требования к службам заказа такси и самим водителям, обсуждаются сегодня в Госдуме. Одно из них уже вступило в силу: автовладельцев обязали вдобавок к ОСАГО приобретать дополнительный страховой полис. Это добавит безопасности пассажирам, но грозит ростом затрат и уходом на «серый рынок» водителей авто. Ждать ли пятикратного удорожания поездок, и готовы ли россияне платить 1,5-2 тысячи рублей за эконом-класс — в материале «Компании». 

Такси станет привилегией?

Сразу два нововведения на рынке такси готовят законодатели. Первый законопроект, одобренный Госдумой в первом чтении, предполагает штрафы для служб заказа такси — за передачу заказов водителям без официальной лицензии.

По данным «Известий», штраф при таких нарушениях составит от 1 до 3 тысяч рублей для граждан, от 20 до 30 тысяч рублей для должностных лиц, и от 100 до 200 тысяч рублей — для юридических. В случае повторного нарушения в течение полугода, штраф для физлиц составит от 3 до 5 тысяч, для должностных лиц — от 30 до 50 тысяч, для юрлиц — от 200 до 500 тысяч рублей. Новые правила могут заработать в сентябре.

Второе нововведение обращено непосредственно к водителям такси — и связано с требованием дополнительно страховать свою ответственность перед пассажирами. До сегодняшнего дня выплаты пассажирам такси производились по закону об ОСАГО. Согласно этому закону, лимит ответственности страховщика за ущерб жизни и здоровью пострадавших в ДТП установлен на уровне 500 тысяч рублей.

Но в июне Госдума приняла сразу во втором и третьем чтении закон, распространяющий на легковые такси норму об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП). Таким образом, лимит выплат пассажирам увеличится до 2 миллионов, а таксистам придется озаботиться наличием еще одной страховки. Закон вступит в силу с 1 сентября 2024 года.

Требование не распространяется на агрегаторы, а касается лишь водителей, которые оформлены как самозанятые или ИП, либо таксопарков, которые заключили договор с этими водителями и приняли их в штат, отметила в разговоре с «Компанией» директор по маркетингу таксопарка «369» Мария Кошелева. «Перевозчик должен заключить договор страхования со страховой компанией на каждое транспортное средство, используемое как такси. Затем, сведения о транспортном средстве вносятся в Реестр легковых такси. Договор должен перезаключаться ежегодно, в противном случае, в течение 10 суток с момента просрочки действия договора уполномоченный орган аннулирует лицензию перевозчика на конкретное транспортное средство», — пояснила она.

«Без лицензии ездят четыре таксиста из пяти»

Сегодня без официальной лицензии в России работают четыре таксиста из пяти, отметил в разговоре с «Компанией» генеральный директор компании «Мой Автопрокат» Дмитрий Матвеев. Однако поступают они так не от хорошей жизни, заверил он. Среди факторов, оказывающих влияние — высокая стоимость ОСАГО на пассажирские перевозки, частые отказы в выдаче полиса таксистам, а также — дефицит новых авто, рост цен на них и проблемы с запчастями.

«Для пользователей услугой хорошо, что поездка станет безопаснее, потому что по статистике страховых компаний число ДТП, где виноват таксист, в 7 раз выше, чем у других категорий водителей. Сейчас пострадавший пассажир и 500 тысяч рублей компенсации может не получить — при столкновении двух машин не по вине водителя такси», — констатировал он.

Новый закон, по словам Матвеева, таких пассажиров защитит. Но если вскоре агрегаторам будет некому передавать заказы из-за нехватки водителей, цена на поездки, особенно на небольшие расстояния, вырастет как минимум в два раза. А значит, за безопасность и защиту, которую обеспечит пассажиру такси новый закон, платить придется ему самому из собственного кармана, резюмировал он.

По словам эксперта, число таксистов, не имеющих разрешения работу, пропорционально увеличивается по мере удаления от столицы и больших городов. «В регионах с плохим общественным транспортом (изношенный автопарк, время ожидания на остановках от 40 минут до часа) и так уже много “бомбил”. Их, к сожалению, станет еще больше, потому что если для крупных транспортных компаний с большим оборотом еще одна обязательная страховка терпима, то для таксиста, который совершает от 10 до 20 поездок в день, она очень болезненна», — уверен Матвеев.

«Дополнительные 4-5 тысяч нагрузки в месяц на таксиста»

Лицензия, которую планируют сделать обязательной, представляет собой разрешение на работу, выданное с учетом того, что автомобиль соответствует всем правилам безопасности, а водитель имеет право предоставлять данные услуги, пояснил автомобильный эксперт Максим Пастушенко. Но для ее получения водителю необходимо оформить полис ОСАГО для перевозки, цена на который варьируется от 40 до 160 тысяч рублей в зависимости от компании и региона. При этом отказы страховых компаний связаны в том числе с их пониманием рынка, уверен эксперт.

«Все мы прекрасно знаем, кто и как ездит на этих машинах — и это одна из причин, почему страховщики отказываются страховать такси», — пояснил Пастушенко. Таксисты за сутки меняют по несколько агрегаторов, работают без сна и отдыха, не всегда следят за техническим состоянием автомобиля — соответственно, процент аварийности у них очень высок, и страховщикам это просто невыгодно, объясняет он.

Комментируя стоимость лицензии и сопутствующий рост цен, эксперт напомнил, что она выдается на год. «В масштабах года, и с учетом того, что более-менее толковый таксист зарабатывает 100-120 тысяч рублей, в месяц мы получаем 4-5 тысяч дополнительной нагрузки [на одного таксиста]. Поэтому я не вижу никаких поводов для удорожания поездок в 3-5 раз», — отметил спикер. Объяснимым, по его словам, может быть рост цен на 10-20%, в связи с тем, что агрегаторы «закручивают гайки», вводят сложные схемы и водители часто отказываются от собственной прибыли. Кроме того, выросли цены на автомобили.

«Агрегаторы такси сейчас расписываются в том, что до настоящего времени они осознанно отдавали заказы тем водителям, которые не имеют на это права, — добавил Пастушенко. — А сейчас они заявляют “да, мы готовы соблюдать закон, только это будет дороже”. Логика странная». Такой аргумент, по словам спикера, является нежизнеспособным потому, что расходы по лицензированию несет в первую очередь таксист. А тарифы, по которым водители арендуют авто у таксопарков, вряд ли сильно изменятся.

«К тому же нужно понимать, что такси уже немного подорожало. И если средняя стоимость поездки в “экономе” вырастет с условных 500-1000 рублей до 1,5-2 тысяч — даже на короткие расстояния — на них просто не будет спроса. Поэтому я думаю, что это очередной плач Ярославны со стороны агрегаторов такси», — подытожил Пастушенко.

В Общественном совете по развитию такси опасаются, что органы исполнительной власти в регионах не успеют запустить региональные автоматизированные системы по контролю за такси. «Это значит, что последние не смогут передавать агрегаторам актуальные данные из реестров разрешений водителей и автомобилей такси. Соответственно, под вопросом сейчас техническая возможность реализации данного требования», — отметила в разговоре с «Компанией» председатель совета Ирина Зарипова.

По словам эксперта, это не единственный вопрос, который не удается решить до осени. Сюда же Зарипова отнесла проблемы с ОСАГО для такси, нехватку круглосуточных пунктов медицинского и технического осмотров, срок выдачи и форму справки о судимости, в которой зачастую не указывается необходимая информация о погашении судимости. «Поэтому мы считаем, что нужно еще время на запуск региональных систем и решения других проблем. Необходимо рассмотреть вопрос о переходном периоде или отсрочке по вступлению в силу некоторых требований», — заключила спикер.

«Сектором пора заняться»

Мнения экспертов по страхованию ОСГОП разнятся, так как многие предполагают, что закон приведет к росту цен на услуги такси и к появлению новых мошеннических схем со стороны водителей для сокращения издержек, отметила Кошелева. Однако по последним данным Российского союза автостраховщиков (РСА) объективных причин для резкого роста цен на услуги такси нет, подчеркнула она. «По предварительным расчетам РСА средняя стоимость ОСГОП составит 2,5-3 тысячи рублей в год. Соответственно, при средних показателях работы таксиста (23 дня в месяц, около 15 поездок в день) тарифы останутся минимальными, и приобретение страховки на каждого пассажира обойдется всего в 50-60 копеек», — заключила она.

В Общественном Совете по развитию такси при этом высказали опасение, что проблемы с получением ОСАГО на легковое такси будут перенесены и на ОСГОП. «Так как таксомоторный бизнес, по заявлению страховщиков, является высокоубыточным для страхования, то, вероятно, и полис ОСГОП тоже будет стоить существенную сумму и страховые будут уклоняться от его выдачи. Мы считаем, что говорить сейчас о его низкой стоимости преждевременно: у нас на руках есть ответ из Банка России, в котором говорится, что соответствующие расчеты регулятор еще не проводил», — указала Зарипова. Отдельно она обратила внимание на то, что с 1 сентября 2024 года получить разрешение на автомобиль такси без полиса ОСГОП будет невозможно. И если озвученные проблемы с полисами не будут решены, это обернется ростом числа нелегальных перевозчиков и удорожанием поездок, спрогнозировала спикер.

Однако вводить регулирование сферы все-таки нужно, уверен Пастушенко. Ездой на «наполовину убитых машинах», по его словам, часто злоупотребляют, к примеру, люди из дружественных республик. «Эти машины зачастую также становятся мобильным домом, и за техническим состоянием авто никто не следит. Нередко на одной машине работают по несколько человек круглосуточно — по одним и тем же документам, а штрафы за подобные нарушения не так велики», — отмечает он. При этом из-за отсутствия страховки при попадании в ДТП с таких водителей не удастся ничего взыскать: юридически эти люди зачастую даже не находятся в России.

Резюмируя, эксперт назвал законодательные изменения поводом задуматься, кто и как предоставляет эти услуги, и всерьез заняться данным сектором. В пример он привел Штаты, где люди проходят специальное обучение для того, чтобы стать водителем такси. «Вопрос в том, чтобы эту ответственность с них действительно требовали. Если все закончится тем, что водители должны будут просто раз в месяц прийти в какое-то окошко и заплатить определенное количество денег — наверное, из этого ничего не выйдет. Главное, чтобы все не свелось к очередным пошлинам, акцизам, налогам и сборам — чему-то такому, что никаким образом ни на безопасность, ни на качество влиять не будет», — подытожил автоэксперт.

Еще по теме