Top.Mail.Ru
авто

LADA набирает скорость

Фото: Пресс-служба АВТОВАЗ Фото: Пресс-служба АВТОВАЗ

Новый автомобильный год в России традиционно открыла пресс-конференция АВТОВАЗА. По обычаю в начале января автоконцерн отчитался о работе за предыдущий год и обозначил планы на наступивший. В этот раз глава концерна Максим Соколов признался, что устал повторять слово «рекорд». Подробнее о показателях крупнейшего российского автопроизводителя — в материале «Компании».

Авто за 26 секунд

Во-первых, объемы продаж АВТОВАЗа увеличились примерно в два раза — до 352 572 автомобилей. Это позволило занять 35% рынка легковых и легких коммерческих авто. Впервые за два десятка лет.

В топ-5 самых популярных в России автомобилей вошли сразу три модели Lada. Первое место уверенно занимает Lada Granta (перешагнули 200000 продаж), второе — Niva (вплотную подошла к стотысячной планке) и пятое — Lada Vesta (продано почти 50 000 автомобилей). 

Во-вторых, в 2023 году на площадке в Тольятти собрали максимальное за последние десять лет число автомобилей Lada — без малого 375 тысяч.

Компания приросла новыми производственными площадками, дилерскими центрами, расширила модельный ряд, увеличила экспорт и запустила собственный АВТОФИНАНСБАНК.

И это при том, что АВТОВАЗ был включена в SDN-лист. «Санкционный удар прямым попаданием по корпусу был достаточно ощутимый, — признался Соколов. — Но тем не менее не сбивший нас с уверенного курса … Это даже не снизило скорости работы трех наших конвейерных линий, которые в тот момент работали уже в полную мощность, выпуская одну машину каждые 26 секунд».

Хотя были ощутимы не только санкции, но и дефицит комплектующих. Количество некомплектных автомобилей, стоящих на внутрипроизводственных проездах АВТОВАЗА, достигало почти 20000. Тем не менее задачу решили — за 2023 год удалось локализовать около 1200 компонентов.

«Большое количество деталей были релоцированы, то есть выведены в безопасные для производства зоны, так как сентябрьский санкционный выстрел усилил риск вторичных санкций, и нам пришлось во многом повторно заниматься локализацией продуктов», — отметил Соколов. 

Финансовые показатели президент автоконцерна не озвучил, так как постановлением правительства компания освобождена от публикации отчетности. Максим Соколов ограничился репликой: «Работа АВТОВАЗа с финансовой точки зрения была стабильной и прибыльной, и эта прибыль будет направлена на проекты дальнейшего развития. Финансовый план утвержден советом директоров, который возглавляет заместитель председателя правительства и министр промышленности и торговли Денис Мантуров, предполагает около 40 миллиардов рублей. Это тоже рекордные цифры в истории концерна».

Среди достижений глава компании назвал также рост коллектива: если в 2022 году стояла задача в принципе сохранить команду, то в 2023 году на работу были приняты более 4000 новых сотрудников. План на 2024-й — еще плюс до 6 тысяч работников.

еще по теме:
Архетип Феникса: российский автопром восстает из пепла
Сектор показал, что целый ряд предприятий умеет и может работать даже в тяжелейших условиях, когда со всех сторон душат санкции, а традиционные поставщики исчезли
Автозавод

Новые модели

Премьера Lada Aura — автомобиля C-класса на базе отечественной технологически суверенной платформы Vesta — состоялась еще на ПМЭФ–2023. Конвейерное производство модели стартует в сентябре 2024 года.

По словам Максима Соколова, в течение ближайших трех лет АВТОВАЗ запустит несколько новинок. 2024-й объявлен годом рестарта для универсалов и фургонов Lada Largus. В это же время в серию будет выведен «зеленый» e-Largus.  

Уже в этом году в линейке Lada Vesta появится версия, оснащенная двигателем 1.8 Evo в паре с автоматической коробкой передач. Также увидят свет машины с ручным управлением и специальная спортивная серия.

На 2025 год запланирован старт производства новой модели Lada Iskra. Кроме того, во время конференции был анонсирован запуск нового бренда, под которым будут производить лицензионные автомобили: «не кроссовер» и «кроссовер». Иных подробностей пока нет.

В компании уверены, что это соответствует ожиданиям поклонников. Портрет аудитории бренда дал вице-президент по продажам и маркетингу АВТОВАЗа Дмитрий Костромин: средний возраст – 41 год, 75% — мужчины, 80% потребителей — в браке. 10% покупателей это новички, для которых Lada — первый автомобиль,  

В планах компании расширять присутствие не только в стране, но и за ее пределами. В 2023 году АВТОВАЗ поставил около 6,5 тыс. авто в восемь стран: Азербайджан, Армению, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и в Южную Осетию.

«На 2024 год есть цель примерно в четыре раза увеличить прошлогодние экспортные показатели, до 20000 – 25000, и выйти на новые рынки», — отметил Соколов. В частности, запланирован запуск продаж в Иране, Боливии, Ливане, Иордании и африканских странах; старт серийного производства в Азербайджане и Сирии и запуск производства Granta в Египте. 

Общие производственные планы концерна — взять планку в 500000 автомобилей. Однако для этого автопроизводитель просит помощи государства.

Защита от китайской агрессии

Имея 35-процентную долю рынка в количестве проданных автомобилей, в денежном выражении доля АВТОВАЗа не сильно впечатляет: она остается в пределах 10–11%. Безоговорочно лидируют, занимая порядка 80% рынка, китайские бренды, которых на конец года в России было представлено 72. 

еще по теме:
Таблица умножения: россияне платят за китайские авто двойную цену
Почему продукция китайского автопрома так дорожает при пересечении границы
Китайские авто

И это, по мнению Максима Соколова, повод серьезно задуматься о противостоянии китайской «агрессии» не только отечественному производителю, но и власти.

В прошлом году произошло повышение утильсбора, но это охладило пыл импортеров лишь на некоторое время. Нужны другие меры защиты отечественного производителя — уверены в АВТОВАЗЕ.

Одна из них — донастройка законодательства о госзакупках, чтобы все уровни власти не только при прямых закупках, но и при лизинге автомобилей или заказе транспортных услуг отдавали приоритет продукции с высокой степенью локализации. 

«Одним из первых, кто сел за руль Lada Aura не из команды производителя, был глава Минфина Антон Силуанов. Он же заказал опытную партию для нужд министерства — она была изготовлена к концу 2023 года, и сейчас проходит процесс передачи 5 автомобилей для сотрудников Минфина. Еще один автомобиль уже стоит перед Советом Федерации, на нём имеет, надеюсь, удовольствие передвигаться сенатор Андрей Кутепов. Что касается Госдумы, то от них есть предзаказ, и свыше 100 автомобилей Aura будут получены уже в этом году», — рассказал Соколов. 

Однако увеличивать продажи российских авто планируют не только за счет чиновников.

«Мы были практически уверены, что наш законодатель примет поправки к закону “О такси”, и таксопарки тоже начнут приобретать высоко локализованные автомобили. На встрече президента с промышленниками этот вопрос звучал и нашел осторожную поддержку, но почему-то наши законодатели не проявили оперативности, и таким образом, следующий год рынок такси опять будет открыт иностранным брендам», — посетовал глава АВТОВАЗа.