Top.Mail.Ru
мнения партнерский материал

«Принципы женского лидерства — основа менеджмента будущего»

мнения партнерский материал
23.11.202212:58
Фото: FUN&SUN Фото: FUN&SUN

Все чаще звучат термины «женское лидерство», «мягкая сила», «SHIVA-мир». О чем они и что их объединяет? Все они — про современную трансформацию общества, вызванную постоянной неопределенностью и беспощадностью, с которыми мы сталкиваемся, но также и с надеждой на возрождение и лучшее будущее. Об этом в колонке для журнала «Компания» рассказывает директор по работе с персоналом и организационному развитию FUN&SUN Ксения Калинина.

Ксения КалининаКсения Калинина. Фото: FUN&SUN

Три года назад мы вошли в BANI-реальность, где:

  • надежность оказалось обманчивой;

  • беспокойство и тревога — болезни XXI века;

  • прочная связь между причиной и следствием отсутствует;

  • больший объем информации не равен лучшему понимаю вещей.

Но мир изменился быстрее, чем предполагали футурологи, и теперь мы перешли из BANI в SHIVA-мир: тот, что нельзя починить, где прежние методы и схемы перестали существовать. Люди не уверены в своих решениях и результатах действий, а многие из нас не могут осознать и постигнуть происходящее. Мы часто скованны, словно замерли.

Переизобретение изживших себя устоев дает шанс на счастливое будущее.

Реальность меняется благодаря каждому из нас. Но для этого нужен некто, зажигающий наши сердца. Лидер новой формации. 

Лидерство вне гендера?

Исторически лидерами были мужчины — сильные, властные, амбициозные.

Теперь лидерство не имеет гендера. Но люди охотнее тянутся к тем, кто строит команды по принципам кооперации, поиска смыслов, проявляя эмпатию. Новые лидеры социально ответственны и человекоцентричны. Новое лидерство — трансформационное, инклюзивное, а не с позиции силы.

Все эти качества характерны для женского стиля управления. Во многом принципы женского лидерства — основа менеджмента будущего.

Что отражают международные исследования?

Анализ McKinsey&Company отражает, что женщины-лидеры оказывают ключевое измеримое влияние на итоговую прибыль организации. Большее гендерное разнообразие в топ-команде соответствовало самому высокому повышению производительности. На каждые 10% увеличения гендерного разнообразия на 3,5% повышался доход до вычета процентов и налогов.

Исследования Гарвардской школы бизнеса подтверждают, что есть принципы женского стиля управления, которым стоит поучиться. Например, мотивировать через трансформацию, поставить своих людей впереди себя, сопереживать, а не командовать. Лидеру не менее важно признавать, когда он не справляется, и просить помощи.

Международная аудиторская компания Grand Thornton проводила ряд исследований в период c 2004 по 2020 год. В отчете можно увидеть, что количество женщин, занимающих топовые позиции в компании, увеличилось в мире на 10%.

Общее экономическое развитие за последние десятилетия, несмотря на кризисы, указывает на важность тренда увеличения числа женщин-руководителей.

Однако за время пандемии, если сравнивать цифры 2019-го и 2022 года, количество женщин-управленцев в России снизилось на 21%. Это говорит о стереотипах в отношении женского лидерства, что особенно ярко проявляется в кризисные времена. 

Что мешает женщинам на пути к лидерству?

Устои общества тормозят и тех, кто принимает решения о продвижении женщин по карьерной лестнице, и самих женщин.

Стереотип «смелость и свобода — не женское». Однобокое видение женской роли в качестве матери.

Социальная повестка: общественно значимые рабочие места с невысоким уровнем вознаграждения занимают женщины — младший медицинский персонал, учителя, воспитатели, сотрудники благотворительных организаций.

И, конечно, отпуск по уходу за ребенком и ответственность за образование детей. Не каждая мама решится на продвижение в карьере, если не сможет уделять время семье или возникнет необходимость переезда. Уроки с детьми чаще делают матери, заботятся о ментальном комфорте детей в школе тоже они. Если мужчине предлагают повышение грейда и заработной платы с условием релокации, он вряд ли задумается о бытовых нуждах.

FUN SUNФото: FUN&SUN

Гендерное соотношение и руководящий состав FUN&SUN

В нашей компании не только приветствуется, но и успешно практикуется и поддерживается развитие женщин-руководителей. Так, на конец первого полугодия 2022 года в гендерном составе FUN&SUN 78,7% рабочих мест занимают женщины, 21,3% — мужчины.

Если посмотреть на гендерное соотношение нашего руководящего состава, то среди топ-менеджеров женщин 45% (CEO-1), а руководителей среднего управленческого уровня (CEO-2) еще больше — 63%. 

Что поможет женщинам на пути к лидерству?

С момента основания компании в 2009 году FUN&SUN прирастала из года в год в два раза. Когда-то мы отправляли за рубеж 50 000 туристов, а спустя время — миллион. В нашем гендерном составе всегда было много женщин, что еще раз доказывает эффективность их стиля управления.

Часто женщинам-руководителям приходится сложно, потому как само женское лидерство молодо. Вот несколько правил успеха от нас.

Самое первое и важное правило, которому нужно следовать, — бояться, но делать.

Второе — учиться у старших коллег. Кто-то уже прошел этот путь до вас.

Третье — находить опору в результатах своей работы. Любые ошибки и переживания нормальны. Но всегда смотрите на плоды ваших трудов.

Четвертое — если чувствуете, что вам не хватает веса в дискуссиях, опирайтесь на факты.

И последнее: vitality index (бесконечная способность к возрождению) или жизнестойкость — это наша женская суперсила. 

В заключение хочется сказать, что весь мир развернут в сторону новых принципов управления и коммуникации.

В межстрановом общении политики и государственные деятели чаще прибегают к форме «мягкой силы» — привлекают партнеров своей культурой и ценностями, формируют положительный образ, влияют на другие государства через сотрудничество, а не принуждение.

В деловом общении принципы женского лидерства также становятся все более популярны и приносят свой ощутимый положительный эффект.

Я желаю всем нам делать больший фокус на социальную составляющую, быть эмпатичнее, любить других и заботиться о них, уходить от модели потребления в разных ее проявлениях. И тогда последняя компонента SHIVA-мира — А (arising, возрождающийся) — приведет нас в лучшее завтра.