Top.Mail.Ru
архив

Абонент на лекции

Российский бизнес опережает в развитии отечественное бизнес-образование. Предприниматели не хотят мириться с нехваткой квалифицированных кадров в московских бизнес-школах. Некоторые предлагают собственный метод решения проблемы. Сотовая компания «Вымпелком», например, готовит будущих управленцев с помощью собственных топ-менеджеров.

Что знают в «Би-Лайне»

Проект «Университет Би-Лайн» президент компании Дмитрий Зимин запустил в 1999 году. Изначально проект был рассчитан на исключительно внутреннее использование. Предполагалось, что любой менеджер компании «Вымпелком», работающей в России под маркой «Би-Лайн», мог пополнить недостающую ему базу знаний в области бизнес-образования, не покидая стен собственной компании. «Как только у нас появился собственный «Университет», мы стали приглашать известных политиков, экономистов, юристов и других специалистов, которые читали лекции или просто вели познавательные беседы с нашими менеджерами», – рассказывает Михаил Умаров, пресс-секретарь компании «Би-Лайн». Преподавателями в «Университете Би-Лайн» побывали Анатолий Чубайс, Герман Греф, Борис Немцов и Каха Бендукидзе. «В этом году мы решили, что накопленные нами знания плюс опыт работы нужны подрастающему поколению управленцев не меньше, чем нашим сотрудникам. Поскольку ни для кого не секрет, что абсолютно все московские вузы испытывают дефицит в преподавателях-практиках, «Би-Лайн» предложил ведущим университетам столицы провести собственную образовательную программу», – говорит Владимир Преображенский, вице-президент «Би-Лайна» по бизнес-развитию. По мнению Сергея Филоновича, декана школы менеджмента Высшей школы экономики (ВШЭ), «сегодняшнее бизнес-образование нуждается в квалифицированных преподавателях, которые имели бы опыт ведения бизнеса». На предложение «Би-Лайна» откликнулись МГУ им. Ломоносова, Высшая школа экономики, школа бизнеса «Мирбис». В настоящее время группа руководителей «Би-Лайна» уже начитывает студентам курс лекций по истории развития российского рынка, взаимоотношениям бизнеса и власти и другим актуальным экономическим проблемам. «Мы люди с рынка, а не теоретики, размахивающие в воздухе руками, – говорит Марина Олешек, директор по персоналу компании «Би-Лайн». – В наших бизнес-школах практические ситуации или кейсы, которые предлагаются студентам на семинарах, зачастую оказываются уже устаревшими. Кроме того, насколько я могу судить о нынешней образовательной методике, часто преподаватели предлагают студентам западные кейсы, которые не совсем уместны для российского рынка». Программы отечественных бизнес-школ рассчитаны на молодых специалистов, ориентированных на дальнейшую работу в России. Поэтому «Би-Лайн» вкладывает свои усилия в выращивание потенциальных сотрудников. «Выпускники таких вузов становятся руководителями высшего звена в серьезных отечественных и иностранных компаниях. Если уже сегодня мы донесем до них суть той бизнес-игры, которую мы ведем, то через два-три года они будут достаточно подкованными специалистами. Мы получим хорошие кадры», – считает Михаил Умаров.

Занятия в целевой аудитории

Скептики из числа конкурентов, впрочем, считают, что «Вымпелком» просто окучивает студентов как целевую аудиторию. Ни для кого не секрет, что финский оператор Sonic Duo уже готов наступить на пятки российским операторам, поэтому на рынке сотовой связи идет борьба за каждого клиента. Руководители «Вымпелкома» не скрывают, что в проекте предусмотрена имиджевая цель, но утверждают, что «Университет Би-Лайн» – это все же не рекламная акция. Участниками задуманного проекта станут пять топ-менеджеров «Вымпелкома», которые прочитают лекции по той тематике, которая ближе всего к их профессиональной деятельности. К примеру, за Мариной Олешек, директором по персоналу, закреплена тема «Управление персоналом»; за Владимиром Преображенским – «Экономика и финансы»; Дмитрий Зимин ознакомит студентов с взаимоотношениями бизнеса и власти и развитием экономики; Михаил Умаров, пресс-секретарь компании, расскажет о связях с общественностью. «Вымпелком» не первая в Москве компания, которая озаботилась обучением молодых специалистов навыкам управления компанией и ведения бизнеса. В 1998 году подобный шаг сделала фармацевтическая компания ЦВ «Протек». Она подошла к проблеме даже еще более серьезно и вместе с компаниями Gedeon Richter, «Михайлов и партнеры», Nycomed и Baker-Hughes открыла Классическую школу бизнеса (КШБ) в подмосковном городе Королеве. По итогам 2000 года Американская торговая палата в Москве признала школу лучшей в Москве. Кроме того, многие российские компании проводят так называемые разовые образовательные акции. К примеру, курсы лекций для сотрудников проводят в компаниях «Вимм-Билль-Данн», «Майский чай» и во Внешэкономбанке. Представители этих компаний периодически выступают со своими лекциями перед московской студенческой аудиторией. «Я думаю, что те управленцы, которые выбирают западные школы бизнеса, поступают не совсем мудро, – считает Марина Олешек. – MBA надо получать в том месте, где ты собираешься работать дальше. На моей практике есть много примеров, когда люди оканчивали ведущие западные бизнес-школы, но, приехав в Россию, не могли применить полученные знания. Другое дело, что в России на сегодняшний день все еще недостаточно заведений, которые готовят первоклассных управленцев. Российское бизнес-образование до сих пор хромает». Действительно, даже упоминавшаяся КШБ сейчас способна обучить только 50 человек в год.

Еще по теме