Алчные и неграмотные
В конце 2010 года кадровый холдинг «Анкор» провел исследование среди представителей HR-департаментов ведущих отечественных и имеющих бизнес в России международных компаний (493 респондента представляют (по России) торговые/сервисные компании (67%) и производственные компании (33%); по Москве соответственно 64% и 36%.). Речь шла о том, чтобы попытаться выявить дефицитные в настоящее время на рынке труда специальности, факторы, способствующие формированию этого дефицита, и пути решения возникающих проблем.
Оказалось, что наибольшие проблемы для респондентов в последние два года вызвал подбор сотрудников в области продаж (43%), а также линейного персонала (23%) и профильных технических специалистов (21%). Среди работников отдела продаж наиболее дефицитными оказались специалисты/менеджеры по продажам, далее – торговые представители и руководители отделов продаж. Среди линейного персонала и рабочих сильно ощущается нехватка слесарей, токарей, механиков, электромонтеров, машинистов, водителей автопогрузчиков, фрезеровщиков, наладчиков, электромехаников, монтажников, укладчиков, электрогазосварщиков, горничных, штукатуров, трактористов, сантехников, инструкторов по вождению, сверловщиков, замерщиков, каменщиков, стюардов, продавцов-консультантов, поваров и т.д. Что касается профильных технических специалистов, то наибольшую трудность, по мнению респондентов, вызывает поиск инженеров на производство, в строительные и энергетические компании.
Одни из основных причин дефицита профессиональных кадров, по словам опрошенных представителей HR-департаментов, – низкая квалификация соискателей (отметили 75% респондентов) и их завышенные финансовые ожидания (46%). Эту статистику сопровождают оценки и впечатления кадровиков: «Молодежь в своем большинстве имеет ничем не подкрепленные амбиции и высокие зарплатные ожидания. При этом уровень образования и квалификации специалистов за последние 5 лет значительно снизился». Или: «Качество подготовки молодых специалистов отстает от потребностей современного производства».
В то же время 19% опрошенных ответили, что трудности в подборе персонала связаны с низким уровнем оплаты, предлагаемой их компанией кандидату. 22% респондентов дефицит кадров связывают с общей нехваткой персонала в регионе, в том числе и по демографическим причинам. Типичная оценка респондентов: «Демографический кризис 90-х годов плюс низкое качество образования приведут к острейшему дефициту кадров практически во всех профессиональных группах».
У 18% ответивших затруднения в подборе персонала были связаны с высокой текучестью кадров на данной позиции, что довольно характерно для таких специальностей, как разнорабочий, грузчик, кассир, продавец-консультант, специалист/менеджер по продажам и т.п. Практически столько же респондентов (17%) отметили, что трудности в их компании с подбором персонала связаны с завышенными требованиями к кандидатам.
Доля респондентов, считающих главными трудностями при подборе сотрудников
Недостаточный уровень квалификации – 75%
Завышенные финансовые ожидания кандидатов – 46%
Общая нехватка персонала в регионе – 22%
Низкий по сравнению с рынком труда уровень оплаты труда на данной позиции – 19%
Высокая текучесть кадров на данной позиции – 18%
Завышенные требования к кандидатам со стороны компании – 17%
Отсутствие карьерного роста на данной позиции – 10%
Непопулярная профессия – 9%
Другое – 7%
Неясность бизнес-задач и требований к кандидату – 6%
Более высокая квалификация кандидата – 5%
Непрестижная сфера бизнеса – 4%
Источник: Анкор
Еще по теме
В зарубежных странах страхование грузов считается обычной практикой, тогда как в России это сравнительно редкое явление. Чем страховщики объясняют столь «пренебрежительное» отношение грузовладельцев к их услугам?
Билл Кейтс. Расскажите обо мне! Испытанные приемы привлечения новых клиентов.
В 2007 году шопоголики Бостона и окрестностей понесли тяжелую утрату: не дотянув двух лет до векового юбилея, закрылся легендарный Filene’s Basement на Даунтаун-Кроссинг, магазин, бывший здешней достопримечательностью. В полной мере понять невосполнимость этой потери можно, представив целый этаж универмага Filene’s, заполненный марками типа Tommy Hilfiger, Donna Karan, Gucci, Prada со скидками, доходившими до 75%.