Top.Mail.Ru
архив

Алюминиевый накал

Владимир Путин, Русал, Олег Дерипаско, Виктор Вексельберг
Разобраться с проблемами в Краснотурьинске (Иркутская область) премьеру удалось всего за два дня. На следующий день после его встречи с руководителями общественных приемных провел совещание по этому поводу вице-премьер Игорь Сечин. Детали согласовывались до вечера, и уже на следующий день Владимир Путин объявил их на совещании: чтобы не закрывать предприятие, КЭС-холдинг Виктора Вексельберга продаст "Русалу" Олега Дерипаски Богословскую ТЭЦ, обеспечивающую завод электроэнергией, а МРСК передаст ФСК сети, связывающие станцию с предприятием. Это позволит Богословскому алюминиевому заводу (БАЗ) напрямую заключить договор передачи электроэнергии с ФСК, у которой тариф ниже. "Судя по всему, привилегированное положение Олега Дерипаски в российской властной иерархии позволяет ему получать экстренную поддержку со стороны правительства, - рассуждает старший аналитик "Риком Траст" Владислав Жуковский. - Неадекватность управленческой команды Дерипаски и его хроническая неспособность обеспечить нормальное функционирование своих предприятий в очередной раз перекладываются на чужие плечи". Если в случае с Байкальским ЦБК и Пикалево правительство компенсировало убытки Дерипаски за счет бюджета, то в истории с Богословским заводом пострадавшим выступит Виктор Вексельберг, известный своим участием в построении инновационного центра в Сколково и близостью к нынешнему президенту Дмитрию Медведеву.


Новая угроза

Не все так однозначно на самом деле. "Главная проблема БАЗа - высокий тариф на электроэнергию, а следовательно, запредельная себестоимость производства алюминия, достигающая $2700 за тонну при сегодняшней рыночной цене примерно в $2000", - подчеркивает аналитик "ВТБ Капитал" Вадим Остапович. Расположенную рядом с предприятием ТЭЦ построили еще в 1940-е годы специально для БАЗа, но в 1990-х компании были разделены и достались Виктору Вексельбергу. По словам экспертов, и ТЭЦ, и завод не модернизировались и находятся в плачевном состоянии. В ходе слияния СУАЛа и "Русала" БАЗ отошел объединенной компании. Что касается доли производства на этом заводе, то она не превышает 4% в портфеле "Русала". Поэтому Олег Дерипаска всерьез думал закрыть это предприятие, как уже поступил в начале года с Запорожским алюминиевым заводом на Украине, после того как не смог договориться о снижении тарифов на электроэнергию.

Обстановка на БАЗе накалялась. Предприятию угрожала остановка выпуска алюминия и увольнение 1200 из 3500 сотрудников. Уже закрыто без возможности возобновления работы около десятка наиболее старых электролизеров в четырех сериях БАЗа (всего шесть серий, алюминий производится в пяти). В конце ноября ИА "Новый регион" сообщило, что выпуск алюминия на заводе может быть полностью остановлен к 9 мая 2012 г.

Похожая история, как говорят в областной администрации, складывается и на Уральском алюминиевом заводе, где себестоимость производства продукции достигает $2770, а убыток в первом полугодии - $2,4 млн. Более того, как пишет ИА "Новый регион", в апреле, после президентских выборов, в городе будет законсервирован еще один завод - "Порошковая металлургия - Краснотурьинск". В качестве одного из вариантов решения проблем БАЗа и УАЗа Олегу Дерипаске предлагалось выставить заводы на продажу. Но сделку решили развернуть в другую сторону. Похоже, что в данной ситуации правительству проще поддержать владельца "Русала", бизнес которого более понятен, а посему и контроль за ним проще. В отличие от Олега Дерипаски, Виктору Вексельбергу логичнее выйти из бизнеса, причем покупателями могут стать и западные компании.


Кредитная история

Другая возможная причина, почему власть надавила именно на Вексельберга, - акционерный конфликт в "Русале". Поводом стал контракт с Glencore (один из акционеров "Русала") на продажу более половины производства алюминия "Русала". "Ренова" Виктора Вексельберга наложила вето. Но Олег Дерипаска его проигнорировал. В результате нарушено соглашение акционеров компании, и у "Реновы" появилась возможность подать иск. Сам контракт еще не подписан, но Вексельберг уже предъявил претензии Дерипаске, пока на внутрикорпоративном уровне. "Однозначно можно сказать, что в рамках российского законодательства нарушение одной из сторон акционерного соглашения не влечет за собой недействительность принятых органами управления решений, - поясняет начальник отдела корпоративного права консалтинговой компании "Самета" Ольга Сницерова. - Таким образом, если решение совета директоров принято без каких-либо нарушений акционерного законодательства, то оспорить его по основанию, связанному с нарушением соглашением акционеров, не представляется возможным". По ее мнению, в сложившейся ситуации заинтересованный акционер будет использовать инструменты защиты, которые предусмотрены как самим соглашением акционеров, так и применимым к нему правом.

У господина Дерипаски выбор небольшой. На него давят кредиты, оцениваемые в $10 млрд. Как сообщают "Ведомости", "Русал" попросил банки-кредиторы отсрочить на год выплаты процентов по займам и скорректировать ставку по кредитам. Указывалось, что одной из причин подобного шага "Русала" могло стать снижение мировых цен на алюминий до $1975 за тонну при себестоимости его производства у концерна на уровне $2000 за тонну. Впрочем, "Русал" опроверг эту информацию.

В 2008 г. Олег Дерипаска стал одним из крупнейших должников среди российских бизнесменов. Однако благодаря проведенному IPO "Русала" в Гонконге и рефинансированию задолженности бизнесмен смог погасить часть долга. Сейчас цены на алюминий достаточно низкие. "Если они и в следующем году останутся на уровне $2000 за тонну, обслуживать долг "Русалу" будет сложно", - констатирует Вадим Остапович.


Алюминиевая провокация

Ситуация на БАЗе уже спровоцировала митинги и волнения в городе. Губернатор Свердловской области Александр Мишарин приезжал в Краснотурьинск 1 декабря, после чего попросил помочь разобраться в ситуации вокруг завода президента Дмитрия Медведева, но попал в автокатастрофу.

"История с БАЗом повторяет пикалевский скандал, - отмечает руководитель исследовательского центра "Панорама" Владимир Прибыловский. - Премьер часто помогает Олегу Дерипаске, и тогда он заставил поставщиков заключить с Пикалевским глиноземным заводом договоры". Но в данном случае история направлена против одного из партнеров Дерипаски по "Русалу" - Виктора Вексельберга. Очевидцы рассказывают, что после совещания с Владимиром Путиным он выглядел расстроенным. "Вексельбергу можно посочувствовать, - говорит президент корпорации "Газэнергострой" Сергей Чернин. - Ввиду того, что сделка (по Богословской ТЭЦ. - Прим. "Ко") была проведена в весьма короткие сроки, можно предположить, что цена была невысокая. Что касается Дерипаски, то, как мне кажется, он использовал свой административный ресурс и социальный фактор. В алюминиевой промышленности в себестоимости алюминия около 40% занимает стоимость электроэнергии, и приобретение электростанции, скорее всего, позволит ему понизить стоимость производимого на заводе алюминия и избежать закрытия завода, что, несомненно, было бы негативным фактором не только для бизнеса, но и для города". Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский более категоричен в оценках. "Когда в период предвыборной кампании Путину дают понять, что в Краснотурьинске могут возникнуть проблемы, это можно назвать провокацией", - уверен эксперт. По его мнению, это еще один способ торга, когда во имя политической стабильности вынуждают решить проблемы моногорода.


Еще по теме