Антикризисный MBA
Стремительный взлет курсов доллара и евро заставил многих задуматься: стоит ли ехать и тратить деньги на бизнес-образование за рубежом. Теперь потенциальные клиенты бизнес-курсов либо ориентируются на дистанционное обучение, либо предпочитают получать дополнительное образование в России.
Это, с одной стороны, способно подстегнуть развитие отечественных бизнес-школ, а с другой – оказать значительное влияние на их программу, так как в период кризиса наиболее востребованы эффективные курсы, позволяющие управленцам оптимизировать бизнес-процессы либо вовсе перепрофилировать бизнес. «Бизнес-образование – один из индикаторов здоровья и активности бизнес-среды. Как правило, мы чувствуем настроение и тенденции с некоторой задержкой, поэтому говорить о каких-то кризисных явлениях в системе бизнес-образования, вызванных внешними условиями, пока рано, – отмечает декан школы бизнеса «Мирбис» Елена Переверзева. – В настоящее время ощущается повышение интереса к обучению как по программам MBA и EMBA, так и по более коротким форматам».
Слушатель на удаленке
По признанию участников рынка, с учетом загруженности сотрудников по работе и высоких издержек очного обучения на рынке, уже давно наметилась тенденция роста спроса на дистанционное обучение. «Интерес к дистанционному обучению во всем мире увеличивается. И в условиях кризиса популярность этой формы обучения действительно повышается. Конечно, в первую очередь это связано с желанием учащихся сократить затраты, главным образом на перелеты и проживание в гостиницах, и время отрыва от работы в периоды учебных сессий», – рассказывает д.э.н., декан факультета стратегического управления Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС (ИБДА РАНХиГС) Александр Чеканский. Однако есть и диаметрально противоположный подход, обусловленный тем, что слушателям нужна дискуссия, обсуждение происходящих на рынке и в отрасли процессов. Дополнительным стимулом для обучения является приглашение разного рода отраслевых экспертов, представителей ведущих компаний, рассказывающих об опыте прохождения предыдущих кризисов. «Понимая, что мы готовим управленческие кадры, не просто передаем знания, а формируем навыки принятия сложных управленческих решений. Мы не идем по пути вывода части программ в дистанционные форматы, наоборот, в текущей непростой ситуации наиболее востребованными являются очные дискуссионные форматы, проблемные семинары с экспертами и лидерами рынка, – добавляет Елена Переверзева. – Любой кризис – это ситуация, в которой перестают работать традиционные схемы и принципы, а значит, становятся востребованными новые знания, модели, направления развития. Это возможность».
Программа скрытых возможностей
Многие бизнес-школы лишь незначительно оптимизируют свою программу обучения, ориентируясь на резко возросший спрос на антикризисное управление. Но учитывая, что наступающий кризис обещает быть затяжным, уже сейчас отдельные игроки понимают, что необходимо в корне пересматривать программы. Финансисты говорят, что наиболее сложным будет период весны-лета текущего года, когда с рынка могут уйти ведущие игроки различных отраслей. И напротив, в наиболее выигрышном положении находятся те компании, которые развивают производство внутри страны и ориентированы на экспорт. Поэтому для одних кризис – это период выживания, а для других – возможность масштабировать свой бизнес, значительно нарастив долю рынка, освободившуюся после ухода иностранных поставщиков из стран, попавших под ответные санкции РФ. «Мы, со своей стороны, значительно обновили программы, постарались совместить традиционное обучение с особенностями нового мира бизнеса с его нестандартной средой, прорывными технологиями, инновационным мышлением менеджеров, новыми знаниями, раскрывающими неиспользуемые возможности человека. И наша новая программа MBA+ отвечает этим требованиям», – резюмирует Елена Переверзева.