Аргумент за пазухой вместо концепции в чемодане
АЛЕКСЕЙ КУДРИН все-таки одолел нефтяников. Недельной давности демарш Вагита Алекперова, который вышел с проводимого вице-президентами Кудриным и Христенко совещания, бросив в сердцах: "Пошел прятать деньги в офф-шоре", - к успеху не привел. Несмотря на отличную организованность и эффективное PR-сопровождение, нефтяная оппозиция - лучшее в стране лобби - терпит поражение. Встретившись в минувший четверг вечером с Владимиром Путиным, министр экономики и развития Герман Греф рассказал, что президент обратил особое внимание на необходимость совершенствования таможенно-тарифной и налоговой политики в сырьевом секторе, рекомендовав при этом "решить эту сложную задачу с учетом обеспечения инвестиционных потребностей нефтяных компаний и фискальных интересов федерального бюджета". В порядке выполнения этого указания, сообщил Греф, в конце декабря будут утверждены новые тарифы и шкалы пошлин на экспорт сырья. Министра в настоящий момент, естественно, больше волнует "фискальный интерес", так как "инвестиционные потребности", по представлениям правительства, нефтяники и так уже обеспечили. Однако представлять действия правительства сугубо неправильными и неграмотными не стоит. Вопреки оценкам многих СМИ, нефтянка от повышения пошлин не умрет.
В качестве отступного правительство, вероятно, отложит до лучших времен христенковскую идею проведения аукционов на экспортные квоты. Тем самым признав, что идея настолько сыра и противоречит как законодательству, так и "нормальной" экономической политике, что о ней и говорить-то пока не стоило бы.
Повышение пошлин - дело другое. Его следовало бы осуществить намного раньше, раз уж пока нет налога на сверхдоходы. Государство имеет право на большую часть ренты, получаемой от экспорта сырья. Трудность здесь только в правильном расчете ренты при известных ценах и в договоре: какая доля ренты должна быть закреплена за государством, а какая за предпринимателем. Иначе, замечает заместитель гендиректора бюро экономического анализа Евгений Гавриленков, возникает диспропорция: энергетика и транспорт, производящие менее 20% добавленной стоимости в стране, получают (данные 1999 года) 46 - 47% всех инвестиций. Это только закрепляет сырьевую структуру экономики.
Пока не прояснилась судьба идеи разом "прикрыть" торговлю по трансфертным ценам (см. колонку Михаила Леонтьева в предыдущем номере). Сделав ряд угрожающих заявлений, чиновники пока молчат. Хорошо, если правительство осознало, что такие меры нельзя вводить изолированно - только вместе с комплексным изменением налоговой системы. Иначе опять получится войнушка. Возможно, активных минфиновцев приостановит обструкция, которую получил шаталовский вариант налога на доходы (вместо налога на прибыль) на Совете предпринимателей у Михаила Касьянова*. Премьер от открытой поддержки Шаталова воздержался, будет создана "согласительная комиссия".
Идей же относительно реформы налогообложения нефтянки бродит ныне предостаточно. Правительству надо только определиться. Если оно хочет собирать деньги с экспорта и не допускать сильного роста внутренних цен на сырье - тогда круто подымается экспортная пошлина, но на увеличение налогов на нефтепродукты, реализуемые внутри страны, берется мораторий. Если ориентируется на изъятие ренты - тогда надо не экспортную пошлину увеличивать, а вводить общий налог на сверхдоходы. А если на гарантированное получение стабильных доходов - ключевыми моментами становятся плата за пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы и т.п. Если же пытаться совместить все эти идеи, получится либо то, чем пугают общественность нефтяники, либо сохранится нынешняя неразбериха с произвольно устанавливаемыми налогами.
Однако правительство настолько увлечено борьбой, что не может остановиться и спокойно продумать концепцию. А за пазухой остался еще один аргумент: МНС и ФСНП продолжают анализ данных о том, сколько платят отдельные нефтекомпании в бюджет. И разрабатывают схемы запрета трансфертных цен. Принудительный рынок готовят, одним словом.
** признан в России иноагентом