Аромат денег
Сложно поверить, но Россия в начале XX века входила в число ведущих производителей духов, в чем-то даже соперничая с Францией: ароматную продукцию выпускало свыше 30 отечественных производителей. После революции парфюмерия показалась буржуазным излишеством. Сейчас сегмент начал активно развиваться, в нем появляется все больше стартапов. Как утверждает Элина Арсеньева, основатель Музея парфюмерии и Школы парфюмеров из Санкт-Петербурга, частные парфюмеры работают на заказ в формате ателье, у них нет «партий товара». Таких частников уже несколько десятков и становится все больше.
Крымская надежда парфюмеров
Увлечение парфюмерией начиналось как хобби, параллельное бизнесу – психологическому консультированию, которым Вероника Бруховецкая занимается последние 15 лет. Сначала появилась ароматерапия как важная часть личностных тренингов, а потом и первые духи, на которых было решено попробовать заработать. Бизнес-проект действует два года, за это время в развитие компании и бренда инвестировано около 5 млн руб. Срок окупаемости в нынешней ситуации основательница бренда прогнозировать не берется, хотя к кризису в целом относится положительно: это время характеризуется очищением рынка и уходом непрофессионалов. А вот количество заказов в кризис, наоборот, возросло.
Как во многих подобных проектах, основных направлений деятельности несколько. Во-первых, изготовление индивидуального аромата. На встрече с клиентом парфюмер определяет направление будущего аромата, путем дегустации выбираются моноароматы, прослушиваются отдельные компоненты. После этого мастер в течение двух-трех недель разрабатывает пять пробных формул, передающихся клиенту для «примерки». Каждую из формул клиент «разнашивает» около двух недель, чтобы выбрать «свой» аромат. После этого создаются духи, которые еще месяц дозревают во флаконе. Вся работа занимает два-три месяца, стоимость духов в среднем составляет 15 000 руб. Есть клиенты, создающие целый парфюмерный «гардероб». Услугой пользуются и женщины, и мужчины. В месяц компания «Аромаобраз» Вероники Бруховецкой изготовляет от 10 до 15 индивидуальных ароматов плюс корпоративные заказы. По оценке Вероники, рынок перспективный: то, что сейчас открываются мастерские для индивидуального пошива костюмов, обуви, изготовления очков или духов, говорит о том, что россияне готовы вкладывать деньги в создание личного бренда. В «Аромаобразе» делают ставку на индивидуализм и натуральное сырье. Мода на биопродукты и экодвижение тоже вносит свою положительную лепту.
Есть у Вероники Бруховецкой и общедоступная линейка ароматов. Сейчас она работает над созданием коллекции по стилям, в которой будет по восемь мужских и женских архетипических ароматов.
Производство духов – пока самое прибыльное направление, хотя в последнее время все больший интерес вызывает образовательный проект. Школа парфюмеров – это курсовая подготовка или мастер-классы. Стоимость последних составляет от 2000 до 3000 руб. Услуга востребована в корпоративном секторе. Это свежее направление в event-индустрии, и игроки рынка с удовольствием пробуют новое.
Новинкой остается пока и аромадизайн интерьеров. Эту услугу заказывают йога-клубы, бизнес-центры, консалтинговые компании. Последние активно используют ароматы в переговорных, чтобы снять напряжение, повысить лояльность. Как психолог Вероника Бруховецкая уверена: запах в помещении на процесс принятия решений влияет заметно, ведь обоняние – одно из главных чувств, определяющих поведение человека. Вместе с молекулами воздуха наша лимбическая система получает информацию – опасно или безопасно, нравится или не нравится.
Трудностей в развитии нового парфюмерного проекта много. «В истории парфюмерного ателье все сложно», – коротко говорит основательница «Аромаобраза». В России нет хорошего сырья, нет флаконов, работа идет исключительно с зарубежными поставщиками, а значит, зависит от валютных курсовых колебаний. В прошлом году изрядно напряг ввод санкций, в фирме переживали, что ограничения могут коснуться ароматического сырья, а масла и выжимки из растений привозят из Франции, США, Канады, флакончики заказываются в Италии, да и у Роспотребнадзора всегда найдется повод что-нибудь запретить.
Импортозаместить сырье вряд ли получится, хотя есть надежда, что из Крыма будет поставляться розовое масло, но, правда, качество его нестабильно от партии к партии. С большим трудом для новых российских духов нашли подходящую упаковку в России, первоначально элементарный заказ холщовых мешочков с логотипом, в которые участники мастер-классов могли бы упаковать самодельные духи, оказался проблемой.
Сейчас, когда первый этап становления позади, Вероника Бруховецкая делится планами на будущее. По стратегическому плану развития компании предусматривается открытие парфюмерных ателье по франшизе. «До масс-маркета мы не дорастем, но и задачи такой нет, – говорит владелица парфюмерного ателье. – У нас узкоспециализированная ниша на рынке, будем стараться ее занять».
С французским акцентом
«В умах потребителя есть четкая формулировка: духи должны быть французскими», – уверена Анна Агурина. Все ингредиенты для индивидуальных духов, коллекцию авторских ароматов основательница брендов Aroma Music и Parfumer производит сама во Франции. Химик по образованию, Анна несколько лет работала бренд-менеджером Nina Ricci и Prada в компании Puig. Три года назад она переехала во французский Грасс, чтобы учиться в знаменитой школе парфюмеров, после этого два года отработала в местной парфюмерной фирме, а сейчас развивает собственные проекты. Причем территорией развития предпринимательница выбрала именно Россию. «Франция очень консервативный рынок, здесь до сих пор в Топ-10 лучших духов входит Shalimar – духи, созданные Guerlain. Французы очень любят бренды и старинные марки», – поясняет Анна. Ну и, кроме того, считает Анна Агурина, новую компанию по организационным и маркетинговым причинам проще и дешевле открывать в России. Одновременно начато несколько парфюмерных проектов.
Во-первых, это авторская коллекция духов Aroma Music. Она не претендует на то, чтобы быть коммерческой, это очень нишевые духи, передающие атмосферу, ощущения, краски. Это полностью готовый продукт – от идеи аромата до упаковки. Реализация продукции идет через сайт в Интернете, в салонах красоты и на парфюмерных мастер-классах. Стоимость одного флакона – 4000 руб. «Я не считаю это большим проектом, это направление, которое приносит мне какие-то деньги», – отмечает Анна.
Анна Агурина давно проводит различные семинары на разных языках, занятия, на которых рассказывается об истории парфюмерии, об эмоциях, ароматах. В конце семинара слушатели получают возможность смешивать простые композиции. Грасский институт парфюмерии авторизовал Анну как официального преподавателя, поэтому она собирается открывать школу парфюмерии в Москве, выпускники которой станут получать французские сертификаты. Слушателям будут доступны пять уровней обучения: изучение натуральных и синтетических ингредиентов, эталонов их качества; потом составление базовых аккордов ароматов и простых композиций типа одеколонов, композиций для свечи; на завершающем уровне – стажировка с французским парфюмером. Предполагается, что школа будет ориентирована не столько на частных, сколько на корпоративных клиентов. В планах основательницы компании работать с парфюмерными сетями типа «Иль дэ Ботэ», «Рив Гош», обучая их консультантов. «Если выйти на такой уровень, то этот проект может быть очень доходным», – уверена Анна. Уверена она и в том, что спрос есть – в России сейчас существует несколько десятков школ. Некоторые из ее учеников раньше учились в России и платили около 100 000 руб. за курс. Во Франции годовое обучение в Грассе стоит около 13 000 евро, но при этом там конкурс – 30 человек на место; двухнедельные летние курсы обойдутся в 2000 евро без проживания и личных расходов.
Рынок предпринимательница оценивает как перспективный по той простой причине, что тот еще растет. «В Европе он уже давно насыщен, и, если ты выходишь на рынок, то должен быть готов отвоевать чью-то долю. В России сейчас раздолье, есть место для новых идей, новых марок», – подчеркивает Анна Агурина. Хотя количество потенциальных клиентов в России будет меньше – для увеличения лояльной аудитории нужна активная информационная деятельность. Для этого парфюмер распространяет бесплатные короткие видео о парфюмерии на YouTube.
Какое направление принесет наибольшую прибыль, парфюмер пока сказать затрудняется, но считает, что индивидуальное создание духов с точки зрения коммерции будет более интересным.
Созданием индивидуальных духов Анна занималась два «французских» года в компании Galimard, разрабатывая ингредиенты, позволяющие сделать персональные духи примерно за час. Этот проект запускается на условиях франшизы в начале июля в нишевом парфюмерном бутике Bloom Perfumery в Лондоне при поддержке Оксаны Куликовой, владелицы заведения. Желающие создать неповторимый индивидуальный аромат смогут прийти и сделать это самостоятельно. Анна Агурина придумала алгоритм, который позволяет создавать духи из готовых ингредиентов без специальных знаний. Лондонский проект не позиционируется как русский, хотя обе владелицы русские. Изюминка в том, что проект позволяет работать над созданием духов любому человеку, прошедшему обучение. Не обязательно быть парфюмером, чтобы делать духи. Следующей «остановкой» будет Москва.
Парфюмерия в таком виде – это люксовый сегмент, духи – не товар первой необходимости, а удовольствие, это возможность самореализоваться. В том числе благодаря элитарности отрасль еще держится: во Франции все парфюмерные производства, кроме люксовых, очень сильно просели. Даже в условиях кризиса люди богатые продолжают тратить деньги на привычку к роскоши и индивидуализму.
Запах электричества
У проекта Parfum Event белорусские корни. Влад Рекунов работает на местном профильном рынке 13 лет. Директор белорусской Ассоциации производителей парфюмерии и косметики, ученик легенды парфюмерного мира Софьи Гройсман, он полтора года назад вышел на российский рынок со своей идеей и уникальным продуктом и нашел желающих инвестировать. Сейчас основной рынок Parfum Event постепенно переносится из Минска в Москву, есть заказы из Сочи, Владимира, Калуги.
Совладелец и генеральный директор компании Максим Чиглинцев говорит о том, что для начала подобного парфюмерного проекта потребуется 40 000–50 000 евро. Сроки окупаемости при активных продажах – полгода.
Основную прибыль сейчас приносит мобильный парфюмерный бар. Это популярное развлечение на корпоративных и личных праздниках: для каждого гостя создаются несложные парфюмерные композиции. Парфюмер проводит короткий – в течение трех-четырех минут – опрос, чтобы составить психологический портрет человека и предложить ему подходящий аромат. Промопродукция продается в специальных флаконах или капсулах, может быть в виде брелока или броши. Для корпоративных клиентов предлагаются ароматические визитки, детали интерьера для ароматизации помещений, причем мастер старается создать аромат бизнеса, с которым ассоциирована компания. «Одним из самых сложных, – вспоминает Максим Чиглинцев, – был запах электричества – заказ одной IT-компании. Мы смогли его сделать: четко выраженный озон, гарь и пластик. Клиент был доволен».
Но это часть бизнеса, близкая к сфере развлечений, изготовление индивидуальных ароматов – искусство и услуга сегмента luxury. Индивидуальный аромат в обыкновенном флаконе обойдется в 30 000 руб. Аромат, например, для Валерия Меладзе во флаконе из черного хрусталя стоил уже 70 000 руб. На каждую формулу делается именной сертификат.
Самым затратным элементом в парфюмерном производстве Максим Чиглинцев традиционно считает компонент. «В нашем арсенале более двух сотен компонентов, цена на некоторые доходит до $70 за грамм, можете представить, как мы зависим от курса», – рассказывает совладелец Parfum Event.
Новая услуга публике уже полюбилась: сейчас не парфюмер ищет клиентов, а клиенты ищут парфюмеров. Конкурентов в парфюмерной компании не замечают и гордо заявляют: «Мы на рынке одни. Со временем появятся копии, но вряд ли кто-то сможет конкурировать по качеству».
Подготовкой парфюмерных кадров занимается несколько парфюмерных школ, частные парфюмеры тоже иногда берут учеников. «Постепенно рынок заполнится достаточным количеством маленьких брендов, которые вполне удовлетворят потребность населения в индивидуальных ароматах, – резюмирует Элина Арсеньева. – Только в Петербурге работает уже десяток брендов, выходит отраслевое издание – газета «Частный парфюмер».
По мнению эксперта, процент российской парфюмерии частного сектора ничтожно мал. Пожалуй, это доли процента. Если принять во внимание продукцию фабрик «Новая Заря» (Москва) и «Аромат» (Казань), то получится даже целый процент. Однако эти фабрики производят продукцию по готовым формулам, приобретенным за рубежом. Российская ли это парфюмерия?
На вопрос о том, что является препятствием для развития отечественных парфюмеров, Элина Арсеньева приводит список из четырех пунктов. Во-первых, очень много барьеров в плане работы со спиртовой парфюмерией, а именно к ней привыкли наши потребители. Нужно очень много денег на всевозможные лицензии, у частных стартапов нет таких средств, поэтому приходится работать с другими веществами или же ограничиваться опытными образцами. Во-вторых, контрактное производство работает лишь с большими партиями, а частные парфюмеры не могут себе позволить таких крупных заказов. В-третьих, в России невозможно купить или заказать изготовление красивых парфюмерных флаконов небольшими партиями – нет производств, традиционное мастерство утеряно. Ну и, наконец, отсутствуют налаженные каналы сбыта. Сетевые парфюмерные магазины не хотят работать с частными парфюмерами, их больше устраивает импортная продукция. Реализация российских духов идет только через немногочисленные частные магазины, Интернет и собственно парфюмерные ателье. При этом продукция отечественных парфюмерных стартапов вполне конкурентоспособна, но прежде всего в люкс-сегменте. Создавать массовые ароматы в России пока не имеет смысла по двум причинам: нет производств, которые бы взялись за их массовое изготовление по готовым формулам, и, кроме того, рынок насыщен качественной зарубежной массовой парфюмерией, а с ней трудно конкурировать без аналогичных объемов финансовых средств. Частники такое не «потянут».