Авиакомпания «Воздух – земля»
В условиях жесткой конкуренции с зарубежными и российскими авиакомпаниями «Аэрофлот» пытается изменить свой имидж. Однако эти усилия могут не принести результата без решения проблем с аэропортом Шереметьево
Конкуренция московских аэропортов становится все более напряженной. Двухлетние усилия группы «Ист-Лайн», контролирующей Домодедово по продвижению своих услуг на рынке, начинают приносить результаты. Две недели назад о переводе своих рейсов из Шереметьева-2 в Домодедово заявили авиакомпании SwissAir и Sabena. Швейцарская и бельгийская компании, входящие в группу Qualiflyer Group, объяснили свой выбор более развитой инфраструктурой Домодедова, меньшей загруженностью и более выгодными ценами. Еще раньше Шереметьево-2 покинули Air Malta и несколько российских авиаперевозчиков. И похоже, что этот побег не последний: сразу несколько крупных западных компаний рассматривают возможность ухода из своего традиционного места прибытия в Шереметьево-2.
Что такое перебор
Главный аргумент компаний, перешедших в Домодедово, прост и хорошо известен не только профессионалам авиарынка. Шереметьево-2 физически и морально устарел, и не в состоянии справиться с требованиями ведущих западных и российских компаний. Отрицать эти претензии бессмысленно, поскольку практически каждый московский пассажир, пользовавшийся главными международными воротами Москвы, может рассказать об особенностях сервиса Шереметьева-2. Бардак в зонах регистрации и при прохождении пограничного и таможенного контроля, задержки с выдачей грузов, информационная неразбериха, вечная транспортная проблема (надо обладать огромным терпением, чтобы выехать из аэропорта, минуя знаменитую «мафию такси») и много других мелких радостей. На этом фоне Домодедово, где остаются нерешенными многие технические проблемы, а пассажиры сталкиваются с мелкими неприятностями, все равно выглядит почти что раем. Институциональные проблемы аэропорта Шереметьево (изношенная инфраструктура, устаревшая планировка, нехватка пограничников и таможенников) наслаиваются на ошибочную маркетинговую стратегию, которая пока сводится к простому «никуда от нас не денетесь». Руководство аэропорта жестко держит уровень своих аэропортовых сборов, не предлагая при этом никаких новых услуг. Более того, аэропорт, несмотря на сильную перегруженность, никогда не пытался ограничить пассажиропоток. В результате в прошлом году через Шереметьево-2 прошли более 11,5 млн человек при том, что средняя пропускная способность составляет около 9 млн человек.
Связанные одной цепью
Проблемы Шереметьева автоматически становятся проблемами крупнейшего российского авиаперевозчика – компании «Аэрофлот». Почти все рейсы компании привязаны к Шереметьеву. Из-за большого количества чартерных авиарейсов, выполняемых различными перевозчиками, страдают регулярные рейсы «Аэрофлота». Раньше руководство авиакомпании практически никак не пыталось изменить эту ситуацию, рассчитывая на скорейший запуск нового современного терминала Шереметьево-2, возводимого «Аэрофлотом». «Перестроить что-то в Шереметьеве очень трудно, легче построить заново» – именно так всего два года назад руководители «Аэрофлота» отвечали на реплики журналистов о вызывающе плохом уровне сервиса в аэропорту. Однако обострившаяся конкуренция с российскими и зарубежными перевозчиками вынудила «Аэрофлот» пересмотреть свою позицию. Компания избрала новую тактику. Для начала «Аэрофлот» стал давить на Шереметьево. Выступая на коллегии Министерства транспорта, генеральный директор компании Валерий Окулов заявил даже о возможности ухода в Домодедово. Очевидно, что «Аэрофлот» вряд ли пойдет на такую крутую меру. Во-первых, третий терминал, на который так надеются в авиакомпании, невозможно построить без содействия (или по крайней мере при отсутствии сопротивления) властей Шереметьева. Во-вторых, как заявили представители «Ист-Лайн», в прошлом году «Аэрофлоту» уже предлагалось перейти в Домодедово, однако после недолгих раздумий авиакомпания от этой чести отказалась. «Ист-Лайн» не раз заявляла о своих планах экспансии на рынок пассажирских перевозок, и со стороны «Аэрофлота» было бы не очень логично усиливать своего потенциального конкурента. Таким образом, «Аэрофлот» угрожает уйти из Шереметьева с целью заставить власти аэропорта изменить свою политику по отношению к другим перевозчикам. Отчасти угрозы оказались результативными. Как сообщил один из представителей Шереметьева газете «Ведомости», аэропорт намерен сократить количество чартерных рейсов компаний, имеющих задолженность. Одновременно «Аэрофлот» решил коренным образом изменить свой имидж. Резонно рассудив, что проблема аэропорта лишь одна из составляющих успеха или неудач, компания пытается освободиться от стереотипов, сопровождающих «Аэрофлот». «Прямой связи между нашими отношениями с Шереметьевом и попытками изменить наш имидж нет. Тем не менее нам ясно, что мы должны как-то компенсировать свои объективные трудности», – говорит один из представителей «Аэрофлота». С такой позицией согласен и заместитель генерального директора инвестиционной компании «Проспект» Эдуард Нейгебауэр. «Аэрофлоту» пора вкладывать в промоушн. У этой компании «клиентский» бизнес, и его успех зависит от того, как упаковать свои услуги, считает эксперт. «Несмотря на агрессивный стиль «Ист-Лайн», у «Аэрофлота» все равно много объективных конкурентных преимуществ: современный авиапарк, хорошая материальная база, многолетний имидж и, наконец, большой масштаб. Надо просто ими воспользоваться», – говорит Эдуард Нейгебауэр Для разработки нового имиджа компании «Аэрофлот» нанял английскую фирму Identica. Предложения англичан основываются на том, что «Аэрофлотом» летать «немодно». Чтобы скорректировать свой имидж, крупнейшему российскому авиаперевозчику придется поменять всю рекламную и промоушн-стратегию, которая так или иначе основана на многолетних советских традициях. По слухам, «Аэрофлот» может даже поменять свой логотип, доставшийся в наследство от СССР. Вполне возможно, что «Аэрофлоту» удастся изменить свой имидж и сделать его более модным и современным. Можно даже помечтать о времени, когда для потребителя «Аэрофлот» будет столь же притягателен, как некоторые западные авиакомпании. Проблема только в том, что до 2004 года, на который запланирован пуск собственного терминала авиакомпании, клиентам все равно придется пробиваться на самолеты «Аэрофлота» сквозь пробки и завалы Шереметьева.
,