Top.Mail.Ru
архив

Азии не по пути с Европой

Мировой телекоммуникационный бизнес находится на переломном этапе: компании-заказчики проявляют настойчивое стремление урезать все «лишние» расходы, в том числе и затраты на информационные технологии. В этих условиях технологическим компаниям приходится повышать эффективность предлагаемых решений, одновременно снижая цены на свою продукцию. В различных странах долгожданные телекоммуникационные решения третьего поколения проявляются совершенно по-разному. Об этом в интервью «Ко» рассказывает президент CiscoSystems по операциям в странах Европы, Ближнего Востока и Азии Роб Ллойд, приехавший в Москву на открытие второй ежегодной конференции по электронному бизнесу и коммерции CiscoExpo'2001.

 

«Ко»: Японская компания DoCoMo в октябре ввела в эксплуатацию мобильную связь третьего поколения (3G). А за полгода до этого события на технологической выставке CeBIT в Ганновере производители и операторы хором утверждали: рынок к 3G не готов. Что же происходит на самом деле?

Роб Ллойд: Я не эксперт по бизнесу DoCoMo, но точно знаю, что развитие сетей третьего поколения оказывает влияние на наш бизнес, в том числе и в Европе. Я вижу,как развитие этих сетей аккумулирует в себе другие технические решения. В частности, сети нового поколения реально нуждаются в IP-протоколах, и это хорошо для бизнеса Cisco. Мы принимаем участие во многих европейских телекоммуникационных проектах третьего поколения. Мы участвовали и в проектах «промежуточного» поколения, которые принято обозначать как 2,5. Связь 3G – это один из способов широкополосной передачи данных. Однако бизнес Cisco шире, чем собственно 3G. У нашей компании в Европе есть много интереснейших проектов, связанных с широкополосной передачей данных.

Мы сейчас присутствуем не просто при рождении какой-то конкретной техники связи, называемой 3G. Идет наступление новой технологии широкополосной мобильности.

То, что мы видим, потрясающе интересно. DoCoMo предложила множество решений, ориентированных на индивидуального пользователя и связанных с частной жизнью, с развлечениями. Европейские же операторы хотят предложить решения 3G совершенно в ином секторе рынка, адресовав их бизнес-пользователям.

 

«Ко»: Пока европейцы размышляют, японцы уже запустили сеть. Вам не кажется, что Европа теряет время?

Р.Л.: Европейские телекоммуникационные компании думают над тем, как эти решения смогут приносить деньги пользователям. Я уверен, что первыми пользователями 3G в Европе будут менеджеры. Поэтому в Европе будут другие, нежели в Японии, формы доступа к 3G: с использованием ноутбуков, карманных компьютеров и мобильных телефонов. Услуги для частных пользователей и для бизнес-сектора – это разные виды бизнеса. Наверное, внедрение 3G в Европе требует адаптации пользователей. На это, в свою очередь, потребуется определенное время. Разные рынки принимают технологии по-разному.

 

«Ко»: Исследовательская компания YankeeGroup утверждает, что в Европе невиданно быстрыми темпами (до 400% в год) растет сектор IP-телефонии. Чем вызван этот бурный рост?

 Р.Л.: Здесь следует различать два аспекта. Во-первых, существует технология VoIP – передача голоса через Интернет. Во-вторых, есть IP-телефония – под этим мы понимаем техническую концепцию, которая позволит передавать данные на IP-приборы – например, на карманные компьютеры. IP-технологии очень интересны для бизнеса, поскольку позволяют существенно расширить возможности телефона: мы можем с вами общаться по телефону и одновременно по той же линии обмениваться данными о предмете дискуссии.

У этих технологий очень большие перспективы в России.

 

«Ко»: Как вы оцениваете состояние вашего российского бизнеса?

Р.Л.: В России есть множество компаний, которые ведут бизнес в разных концах страны. Для обмена данными между подразделениями этим компаниям нужна инфраструктура. Мы это понимаем и поэтому очень внимательно относимся к потребностям растущего российского рынка передачи данных. В России иной экономический цикл, чем во всем остальном мире, – это очевидно. Сейчас, когда сектор высоких технологий на Западе переживает не лучшие времена, мы видим рост во многих секторах российской экономики, в том числе в телекоммуникациях.

 

«Ко»: А как эти «не лучшие времена» отражаются на бизнесе Cisco – в частности, на вашей инвестиционной политике?

Р.Л.: Мы видим глобальную тенденцию: компании во всем мире стремятся снизить расходы, в том числе и на информатизацию. В этих условиях Cisco решила сконцентрировать свой бизнес на 11 ключевых направлениях. В числе этих важнейших приоритетов – беспроводные технологии, широкополосные технологии передачи данных. Наша инвестиционная политика также подчинена обслуживанию этих приоритетных направлений бизнеса.

Снижение расходов компаний на информационные технологии – это сильный удар по нашей индустрии. Компания Cisco отреагировала на него очень быстро. Мы пересмотрели свои цены в сторону снижения и «перенастроили» сети сбыта по всему миру. В результате нам удалось не только сгладить последствия кризиса, но и сгруппировать свой бизнес на наиболее эффективных направлениях. Можно сказать, что перестройка бизнеса, к которой нас подтолкнул кризис рынка, позволила нам получить определенныепреимущества.

 

СПРАВКА

В России иной климат

Cisco Systems основана 17 лет назад выпускниками Станфордского университета. Сегодня компания является одним из основных игроков на рынке телекоммуникационного оборудования. Объем продаж CiscoSystems в 2001 финансовом году (закончился в августе) составил $22,2 млрд. В компании работают 38 тыс. сотрудников.

CiscoSystems выпускает оборудование для телекоммуникационных операторов, Интернет-провайдеров, предлагает сетевые решения для крупных корпораций. Сейчас компания также действует в секторе малого и среднего бизнеса.

Более 85% магистральных маршрутизаторов, работающих в Интернете, произведены Cisco Systems. Компания одной из первых начала использовать Интернет-технологии для развития собственного бизнеса. «В начале 90-х у нас было около десятка конкурентов. Однако они не делали того, чем занимались мы, – не вкладывали деньги в развитие web-инфраструктуры. В результате уже в 1996 году наша экономия за счет внедрения методов электронной коммерции сравнялась с их затратами на НИОКР. Игра была сделана. Компания вышла вперед, бросив вызов таким гигантам, как Alcatel, Lucent и Nortel», – говорит генеральный менеджер CiscoSystems по Восточной Европе Роберт Эйджи.

На бизнес CiscoSystems сильно повлиял начавшийся весной 2000 года и продолжающийся поныне кризис мирового технологического рынка. Рейтинг компании в глазах инвесторов падал вместе с американским технологическим индексом NASDAQ. Что, впрочем, неудивительно: компания, выпускавшая оборудование для Интернет-экономики, не могла остаться в стороне от перемен на технологическом рынке. Тем более что определенная часть продукции Cisco предназначалась для тех самых «дот-комов» (так в США принято обозначать компании виртуальной экономики), которые в ходе кризиса приказали долго жить.

В условиях кризиса компания решила сосредоточиться на 11 направлениях, в числе которых доступ в сети, магистральная маршрутизация, оптическая связь, хранение данных, передача голоса, беспроводные решения, Интернет- коммутаторы, сетевое управление.

«Эти изменения продиктованы требованиями заказчиков и изменившейся рыночной ситуацией. Структура, основанная на определенных направлениях бизнеса, хорошо послужила нам в прошлом, когда на рынке четко выделялись сегменты заказчиков и у каждого сегмента были свои требования к продуктам. Сегодня, когда границы между сегментами стали гораздо менее четкими, мы можем предложить самое широкое в отрасли семейство продуктов с общей архитектурой, нацеленное на повышение производительности и прибыльности компаний-заказчиков», – заявляет Джон Чемберс, президент и главный управляющий Cisco Systems.

Cisco уже завершила первый квартал 2002 финансового года, и в России показатели Cisco на 65% выше, чем в первом квартале прошлого года. Среди российских клиентов Cisco Systems – Центробанк, Сбербанк, Ростелеком, МГТС, «ЛУКойл», РАО «ЕЭС», холдинг «Связьинвест».

В первом квартале 2002 финансового года объем продаж компании в мире составил $4,4 млрд, что на 3% больше, чем в последнем квартале 2001 финансового года, и на 32% меньше показателей первого квартала 2001 года.

Еще по теме