Top.Mail.Ru
архив

Одиножды один

Кажется, в непродолжительной по мировым меркам постсоветской банковской истории было все: и громкие банкротства, и шумные поглощения, и леденящие душу эпизоды с выставлением за дверь некогда весьма авторитетных топ-менеджеров. Но одного все-таки не было – нормальных, цивилизованных банковских слияний. Первый опыт в этом весьма непростом деле нарабатывают Международный Московский банк и Банк Австрии Кредитанштальт Россия.

 

Без особой натяжки можно сказать, что вопрос об объединении двух московских банков был решен еще в прошлом году. Отчего у сторонних наблюдателей складывалось впечатление, что напряженная (зачастую бессонная) работа в «Международном Московском», частые визиты в столицу топ-менеджеров BayerischeHypo- undVereinsBank (HVB), а также иностранных руководителей самого ММБ – непонятная, мало чем оправданная суета.

Но это лишь на первый взгляд. На практике же выходит, что объединить два вполне успешных и самодостаточных бизнеса – дело далеко не простое.

Напомним, что оба банка обладали лицензией «номер один», которая у австрийцев формальна. Банк Австрии – тогда еще без приставки «Кредитанштальт» – стал в 1992 году первым иностранным офф-шорным банковским филиалом в Москве (позже он трансформируется в российскую «дочку» со 100-процентным иностранным капиталом). А «Международный Московский» стал первым еще советским банком с участием иностранного капитала.

Любопытная деталь: несмотря на то что по возрасту ММБ старше московского Банка Австрии, при объединении банки столкнулись с неожиданной проблемой: многие клиенты (прежде всего из числа физических лиц) не знали, что такое Международный Московский банк. В связи с чем у них возникал вполне объяснимый протест: мы доверили деньги пускай российским, но все-таки «иностранцам», а теперь мы у кого?

Как сообщил «Ко» председатель правления ММБ Илка Салонен, со «старыми» клиентами ММБ все было проще. Для них важно было понять, какова новая структура акционеров банка, изменилось ли что-нибудь в долях, во взаимоотношениях. Узнав, что все осталось по-прежнему, клиенты удовлетворялись («Ко» подробно писал о схеме объединения в № 5 от 12 февраля 2001 года). Зато с клиентами, перешедшими от Банка Австрии, пришлось повозиться. Явно не хватало общего послания, адресованного клиентам двух банков от имени г-на Салонена и его коллеги в Банке Австрии г-на Сорочана. Пришлось членам правления ММБ встречаться с клиентами австрийцев. Причем не всеми сразу, а ездить по отделениям Банка Австрии. Чтоб никто не чувствовал себя обделенным.

Прямым подтверждением того, что работа была проделана добротно, стало то обстоятельство, что никто из клиентов как Банка Австрии, так и ММБ не отказался сотрудничать с обновленным «Международным Московским». Правда, динамика притока новых клиентов в «промежуточный период» – с осени прошлого года до июня года текущего, пока не было принято окончательное решение, – несколько замедлилась, но в банке этот обстоятельство считают погрешностью вполне допустимой.

Как известно, по балансу «старый» ММБ в 10 раз превосходил Банк Австрии Кредитанштальт. По количеству сотрудников – более чем в три раза: к лету прошлого года в ММБ работали 800 человек, у австрийцев – 250. Сейчас в штатном расписании нового банка около тысячи сотрудников. По словам Илки Салонена, крупных кадровых потерь удалось избежать.

Вообще в ММБ посчитали так: сокращение штатов неизбежно – для чего вообще объединяться, если не для минимизации издержек? – но расставаться с проверенными кадрами жаль. Оттого решили временно прекратить набор новых сотрудников.

Ни для кого не секрет, что при слиянии (в итоге, правда, не состоявшемся) в начале 90-х таких грандов, как BNP и DresdnerBank, или (опять же сорвавшемся) ряда немецких гросс-банков летом 2000-го кто-то является «ведущим», а кто-то – «ведомым». В случае с ММБ и Банком Австрии все кажется ясным. «Не совсем, – возражает Илка Салонен. – Каждая из сторон привнесла в новое общее дело что-то ценное от себя». Скажем, традиционная сильная сторона ММБ – обслуживание корпоративной клиентуры, а у австрийцев – розничный банковский бизнес. Не случайно рекламный слоган процесса объединения – «Один плюс один больше двух». Любопытен и рекламный плакат, уже одобренный в банке, но пока что на публике не появившийся. На нем три карандаша. Красный и синий с именами ММБ и Банка Австрии и так называемый корректорский – красный с одной стороны и синий с другой. Как символ объединенного банка.

Если кто-то решил, что после объединения двух информационно-технологических баз процесс объединения завершился, он глубоко ошибается. Самое сложное, по словам Илки Салонена, впереди. Как заметил кто-то из коллег председателя правления ММБ, переживший уже не одно слияние, примерно половину работы только предстоит сделать.

В чем самый большой риск на новом этапе? Может оказаться, что, «проглотив» австрийцев, ММБ не изменился к лучшему, не стал качественно иным. Не смог зримо нарастить темпы развития бизнеса – в частности, запустить сеть региональных представительств, отойти от практики ориентации на крупных клиентов в ущерб ритейлу и т.д.

И последнее. Отвечая на вопрос «Ко», в каком случае через год можно будет говорить о неудаче всего проекта по объединению, Илка Салонен был лаконичен: «Если размер полученной нами прибыли будет меньше 30% от капитала банка».

 

СПРАВКА

Мюнхен – Вена – Москва транзит

О слиянии BankofAustria и BayerischeHypo- undVereinsBank стало известно в июле 2000 года. В декабре того же 2000-го совет директоров российской «дочки» баварцев – Международного Московского банка (их доля в ММБ составляет 43%) одобрил предложение менеджмента о слиянии с московской же «дочкой» австрийцев – Банком Австрии Кредитанштальт Россия. В апреле года текущего в курс дела было введено Московское главное территориальное управление Банка России (интеграционные документы были одобрены МГТУ 12 сентября 2001 года), а 10 мая состоялось внеочередное собрание акционеров ММБ. В июле прошло совместное собрание акционеров «брачующихся». Плюс получены прочие согласования (в Комиссии европейских сообществ, российском МАП и т.д.).

Дальнейшие события развивались по следующей цепочке: 26 сентября председатель ЦБ РФ Виктор Геращенко аннулирует лицензию Банка Австрии Кредитанштальт Россия и вычеркивает его из реестра российских банков. С 29 сентября полностью интегрированы IT-системы обоих институтов, то есть информационно-технологическая база «обновленного» ММБ стала общей.

 

Памятка «брачующимся»

n      Если вы собираетесь объединить свой банк с кем-то еще, из всех известных форм лучше избрать присоединение бизнеса с передачей всех прав и обязанностей присоединяемого банка к вновь образуемой структуре (опереться при этом можно на ст. 60 ГК РФ и ст.15 закона «Об акционерных обществах»). Меньше хлопот по согласованиям и одобрениям в регулирующих органах, нежели в случае поглощения одного банка другим.

n      Очень важными организациями, с которыми вам придется иметь дело, являются ваше территориальное подразделение Банка России, а также несколько структурных подразделений «большого» ЦБ. Прежде всего департаменты банковского лицензирования, банковского надзора и юридический.

n      Риски, связанные с возможными опасениями акционеров (ваших и партнера) перед объединением, существуют, но их преодолеть несложно. Труднее с клиентами, особенно с партнерскими. Их надо убеждать. Долго и кропотливо. Причем лично. Вполне подходит такая форма, как встреча вашего руководства с клиентами крупнейших подразделений вашего партнера – филиалов, региональных центров и т.д. И еще: не скупитесь на всевозможные письменные обращения к клиентам. Это помогает погасить нервозность.

n      И все же наиболее болезненный вопрос любого объединения – необходимость сокращения штатов. Проще и грамотнее всего убрать ставшие «ненужными», дублирующие друг друга структуры. А если таковых нет? Не надо также забывать, что при присоединении бизнеса можно ненароком «обидеть» и хороших, нужных специалистов. А конкуренты тем временем не дремлют и смогут при желании переманить их, ссылаясь на туманность личных перспектив в новой, объединенной компании… Здесь ваш успех/неуспех будет зависеть от того, как вы справитесь с предыдущей задачей. Имеется в виду «информационное прикрытие». 

Еще по теме