Бельведер продает Климта по частям
Венский музей Бельведер «поделил» картину Густава Климта «Поцелуй» на 10 тыс. фрагментов, каждый из которых предложил потенциальным покупателем в качестве NFT. Стать ближе к шедевру можно почти за €2 тыс. Продажа картин в виде NFT — новая эра в мире искусства, приносящая музеям крупный доход при минимальных затратах, считают эксперты. По их словам, большинство коллекционеров старой школы смотрит на NFT-индустрию со скепсисом, предпочитая собирать вокруг себя предметы искусства для созерцания, но не спекуляции.
«Что значит владеть произведением искусства в цифровую эпоху? Рост популярности NFT, который мы наблюдаем с 2020 года, дает новый импульс этому вопросу. Преобразование цифровых копий в виртуальные оригиналы открывает новые формы участия, к которым с финансовой точки зрения стоит относиться серьезно, но можно и играючи», — цитирует The Art Newspaper Russia генерального директора Бельведера Стеллу Роллиг. Музей запустил NFT-проект совместно с аукционным домом artèQ.
Цифровую копию работы Климта в высоком разрешении разделили сеткой 100х100. В результате получилось 10 тыс. уникальных частей, которые предложили покупателям в качестве NFT по 1 850 евро за штуку. Музей начал собирать заявки на части «Поцелуя» еще с 26 января. Для покупки необходимо было зарегистрироваться на сайте thekiss.art. Фрагменты распределяются между покупателями случайным образом. ArtèQ разыграет один токен и подведет итоги акции в пятницу 18 февраля.
На следующий день после старта торгов, 15 февраля, аукционный дом и музей предупредили о мошенниках, подделавших сайт проекта. Более того, на одном из популярнейших NFT-маркетплейсов OpenSea неизвестный от имени artèQ выставил на продажу 11 фрагментов «Поцелуя», но не успел ничего продать и был заблокирован.
Официальный выпуск токенов прошел 14 февраля. Издание Cointelegraph отмечало, что на утро 16 февраля было продано меньше 20% от общего числа токенов, а музею удалось собрать чуть более €90 тыс.
Kurier отмечало, что к 8:00 утра (10:00 мск) 14 февраля было продано 173 фрагмента на €3,2 млн. Более свежую информацию организаторы проекта не представили. Если все NFT будут проданы, то проект принесет музею €18,5 млн. На уточнение издания, является ли ценник «абсурдно высоким», в музее заявили, что «один взгляд на рынок NFT снимает этот вопрос».
Стелла Роллиг и финансовый директор музея Вольфганг Бергман в письме покупателям отмечали, что акция — «огромный успех для первого шага Бельведера в метавселенную».
NFT — невзаимозаменяемый токен, хранящийся в блокчейне — единой сети, работа которой поддерживается сотней компьютеров, разбросанных по всему миру. Каждый токен уникален и его почти невозможно подделать, поделить или незаметно изменить. И эта технология дает возможность закрепить свои права на какой-либо уникальный объект, будь то произведение искусства в единственном экземпляре, предмет в компьютерной игре или другие объекты.
Критики считают NFT пирамидальным пузырем, отмечают трудности с юридической защитой токенов от визуальных подделок и отсутствие законодательного определения актива
«Способ заработка при практически нулевых вложениях»
Продажа картин в виде NFT — новая эра в мире искусства, считает основатель NFT-агентства Digital Art EXPO и Telegram-канала Digital ART & NFT Герберт Шопник. Он подчеркнул, что NFT займет свое место на рынке в качестве инструмента, упрощающего процесс купли-продажи, подтверждающего право владения и провенанс произведения искусства. «С этой точки зрения у NFT есть неоспоримые преимущества перед традиционными сделками с искусством. Одно из них — технология блокчейн, дающая прозрачность и неизменность информации», — сказал «Компании» эксперт. Однако в полную силу технология заработает, когда под нее будет выстроена законодательная база.
При этом цифровое искусство было доступно и ранее, его история насчитывает десятки лет, напоминает Шопник. Основатель видеоарта Нам Джун Пайк еще в 1998 году создал медиа башню из 1003 мониторов, приуроченную к Олимпийским играм в Сеуле. В 1971 году художник Манфред Мор в Музее современного искусства в Париже провел первую в мире персональную выставку, где были представлены работы, созданные исключительно с помощью компьютера. Художник и режиссер Хишам Зрейк создал свою первую 3D-коллекцию в 1994-1995 годах.
«Было ли цифровое искусство широко распространено среди традиционных коллекционеров? Скорее нет», — говорит Шопник. Однако работы современных художников меняют подход сообщества к цифровому искусству, хотя комьюнити традиционных и NFT-коллекционеров практически не пересекаются. «Я уверен, традиционные коллекционеры современного искусства уже обратили внимание на NFT, и кое-кто уже начал приобретать. А вот превращение NFT-коллекционера в традиционного собирателя искусства кажется весьма сомнительной гипотезой, — рассуждает Шопник, — Если они ранее не приобретали традиционные предметы искусства, то вряд ли начнут это делать сейчас». Однако NFT и цифровое искусство в целом подстегнули интерес к искусству в целом среди тех, кто раньше этим не интересовался, признает эксперт.
Галерист и руководитель портала, посвященного инвестициям в искусство ARTinvestment.ru Егор Молчанов сомневается, что коллекционеры NFT станут частью сообщества традиционных коллекционеров. «Люди, покупающие NFT, делают это с точки зрения спекуляции, для продажи с какой-то прибылью. Они не видят смысла в коллекционировании», — объяснил эксперт. По его словам, до 98% сделок на рынке токенов совершаются исключительно для заработка. И это является их основным отличием, отметил Молчанов.
Исследователь и контент-создатель в Zefi Хайк Арег Хачикян утверждает, что таких сделок 80% от рынка. В качестве примера покупки NFT для собственного использования он приводит токенизированные музыкальные альбомы Tory Lanez и 3LAU. Также анонсировали выход альбомов в NFT Snoop Dogg и Little Big.
По словам Хачикяна, NFT-сообщество по себе очень разностороннее: есть спекулянты, находящиеся в индустрии исключительно ради денег, есть коллекционеры и те, кто надеются вскоре увидеть в метавселенных купленные в виде токенов дома. «И отношение NFT-коллекционеров к собирателям предметов искусства старой школы варьируется и некоторые NFT-максималисты действительно относятся к ним как к “людям прошлого века”, однако все-таки большинство цифровых коллекционеров воспринимают их как своих коллег и относятся без пренебрежения», — сообщил он «Компании». Эксперт подчеркнул, что в обоих лагерях есть свои радикалы.
При этом эксперты сходятся в причине, побуждающей музеи оцифровывать свои коллекции. «Для многих музеев NFT стали возможностями для привлечения финансирования и новой аудитории, популяризации искусства и улучшения имиджа, репутации и узнаваемости самого музея», — перечислил Шопник.
Это хороший способ заработка при практически нулевых вложениях, считает Молчанов. Сделать токен несложно, «а рентабельность процесса в сотни или даже тысячи процентов, плюс популяризация их собрания». «Такие акции привлекают в залы музеев дополнительное число туристов, которые хотят посмотреть, с чего именно была сделана копия, при условии, что ранее не видели оригинала», — сказал Егор Молчанов.
Хорошо оцифрованное старое
Климт — не первый и, кажется, далеко не последний художник, чьим работам предначертана цифровизация.
В мае галерея Уффици во Флоренции продала цифровую копию тондо (изображение в круглой форме) «Мадонна Дони» Микеланджело за €140 тыс. По данным Corriere della Sera, NFT купила итальянка, имя которой не раскрывается. Однако известно, что ее муж известный коллекционер — цифровая «Мадонна Дони» стала подарком ему на 60-летний юбилей.
Администрация галереи объясняла проведение акции тем, что за время пандемии коронавируса приток посетителей значительно сократился, а продажа NFT-токенов позволила бы восполнить нехватку средств. Успех акции настолько восхитил организаторов, что они запланировали оцифровать «Вакха» Караваджо, «Рождение Венеры» Боттичелли и другие сокровища своей галереи.
Эрмитаж стал первым российским музеем, который решил связать классическое искусство и NFT. По словам его директора Михаила Пиотровского, идея с токенами — не про финансовые проблемы, а про эксперимент: готова ли публика принять инновации такого рода. Для этого музей провел мероприятие «Ваш токен хранится в Эрмитаже»: музей оцифровал пять картин, сделав по две копии каждой. Одна из них осталась в музее, другая была выставлена на аукцион, прошедший с 31 августа по 7 сентября прошлого года. Свои токены получили:
- «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи — $150,5 тыс.
- «Композиция VI» Василия Кандинского — $80 тыс.
- «Куст Сирени» Винсента Ван Гога — $75 тыс.
- «Уголок сада в Монжероне» Клод Моне — $74 тыс.
- «Юдифь» Джорджо Барбарелли да Кастельфранко — $65 тыс.
Через месяц, 10 ноября 2021-го Эрмитаж открыл свою первую виртуальную выставку — «Незримый эфир». Проект стал началом построения «Небесного Эрмитажа» — «идеальной структуры в виртуальной ноосфере, которая в будущем сможет выполнять функции цифрового двойника музея», объясняли организаторы проекта. По словам, завотдела современного искусства Эрмитажа Дмитрия Озеркова, идея «Незримого эфира» — попытка «вынуть NFT из контекста “купи — продай” и посмотреть, что останется от искусства».
прочитать весь текстВ октябре прошлого года команда российских энтузиастов Third Place («Третье место») запустило NFT-платформу для токенизации полотен. В рамках проекта The Greatest Works Of Art они продавали произведение живописца Пьера Огюста Ренуара «Двойной портрет Жанны Бодо», разделенное на 1125 токенов. Цель проекта: обеспечить доступную возможность всем желающим приобрести часть произведения великих мастеров и вернуть полотна в Россию, рассказал Шопник.
В сентябре прошлого года Британский музей организовал выставку ранее не выставляющихся рисунков японского гравера Кацусики Хокусая и запустил платформу, на которой любой желающий мог купить NFT-открытку с репродукциями работ мастера. Некоторые иллюстрации все еще остаются в продаже по цене от €300 тыс. до €148 тыс.
После удачной продажи работ Хокусая Британский музей создал токены 20-ти полотен одного из величайших акварелистов всех времен Джозефа Уильяма Тернера. Покупателям 8 февраля представили NFT как ранних работ художника, так и более зрелых. Среди экспонатов — «Колизей, Рим», «Люцерн при лунном свете». Цены на них стартовали с €799, самая высокая цена — €4,9 тыс.
Все полотна были взяты из личной коллекции главы аукционного дома Christie's Роберта Уайли Ллойда, которую он завещал на специальных условиях: полотна нельзя выставлять в других музеях, а показывать их можно всего две недели в году.