Top.Mail.Ru
архив

Белые халаты, голубые экраны

На рынке платных медицинских услуг назревает кризис. Россияне готовы тратить деньги на поддержку своего здоровья, спрос на платные медицинские услуги растет. Однако число хорошо оснащенных медицинских учреждений ограниченно, а строительство новых почти не ведется. В этих условиях участники рынка стали проявлять интерес к телемедицине.

Платить или не платить?

По данным опроса, проведенного РИА "РосБизнесКонсалтинг" осенью 2000 года, больше половины россиян готовы тратить на здравоохранение более 5% своих денег. Страховые компании отмечают рост рынка добровольного медицинского страхования (ДМС) по сравнению с прошлым годом. "Мы видим рост интереса к страхованию, в том числе по программам ДМС", - говорит специалист группы сбыта отдела маркетинга и развития Военно-страховой компании Александра Васильева. Рост застрахованных по программам страхования жизни и ДМС привел к росту числа клиентов медицинских центров. "Для клиник страховые компании - супероптовые покупатели", - считает начальник отдела продаж ДМС страховой компании ВЕСтА Алексей Коростелев. Большая часть клиентов медицинских центров лечатся в рамках полисов ДМС.

Страховые компании, в свою очередь, заинтересованы в заключении договоров ДМС с корпорациями: в этом случае расходы на лечение больных людей перекрываются взносами здоровых сотрудников. "Самостоятельно же полисы ДМС приобретают уже больные клиенты для того, чтобы получить качественную медицинскую помощь по возможно более низкой цене. Купить полис ДМС выгоднее, чем платить медицинскому центру за каждую услугу", - говорит директор департамента продаж управления медицинского страхования "Прогресс-Гарант" Владимир Звягин.

Значительная часть российских медицинских учреждений, оказывающих платные услуги, не являются частными. "Стоматологические клиники на 95% частные, частных стационаров практически нет, а среди поликлиник частных - около половины", - сообщил Владимир Звягин. При стационарах чаще всего организуются так называемые хозрасчетные отделения. Они существуют при многих московских больницах и роддомах. Даже полностью частные клиники, предоставляющие только платные услуги - такие, как ОАО "Медицина", - связаны с системой обязательного медицинского страхования (ОМС): они, так же как и государственные, получают от фонда ОМС деньги за каждого больного, имеющего соответствующий полис. Наличие у одного и того же медицинского учреждения "платных" и "бесплатных" пациентов неизбежно снижает уровень сервиса для первых: если бы все клиенты были платными, это позволило бы сделать более качественный ремонт, приобрести новое оборудование, предоставить дополнительные услуги.

По мнению некоторых операторов рынка, интерес людей к получению качественной медицинской помощи настолько велик, что даже наблюдается дефицит предложения. "В секторе детских услуг дефицит был всегда, сейчас он наблюдается на рынке в целом", - заявил Владимир Звягин. Согласен с этим и Алексей Коростелев: "Продажи полисов ДМС в 2000 году выросли в 2 - 2,5 раза, но больницы и поликлиники не резиновые, и некоторые их них уже прекращают прием новых клиентов и повышают цены". Однако в Военно-страховой компании не согласны с мнением коллег и считают, что никакого дефицита медицинских услуг вовсе нет.

В провинции в отличие от Москвы тема дефицита медицинских услуг даже не обсуждается. Региональный рынок медицинских услуг не насыщен из-за отсутствия платежеспособного спроса. Меры по удовлетворению спроса на качественные медицинские услуги пытается предпринять государство.

Доктор, вы меня видите?

Впрочем, российская провинция не останется без квалифицированной медицинской помощи. Одной из тенденций 2000 года стал рост интереса к телемедицине. Суть телемедицины заключается в том, что провинциальные больницы, полевые госпитали и другие удаленные от Москвы медицинские учреждения связываются с московскими клиниками с помощью телефонных линий и модемов. Столичные врачи диагностируют пациентов и консультируют своих провинциальных коллег на расстоянии.

18 октября члены японско-российских комитетов по экономическому сотрудничеству заключили соглашение о реализации проекта всероссийского проекта "Телемедицина". Японские компании согласились финансировать создание в России сети телемедицинских центров. Это предложение вызвало интерес у многих российских губернаторов.

В начале ноября питерский губернатор Владимир Яковлев, в свою очередь, подписал закон о создании городской телемедицинской сети Санкт-Петербурга. Эта сеть охватит больницы, учебные и научные медицинские учреждения. На реализацию программы предполагается затратить 413 млн руб., из которых лишь 10,6 млн будет выделено из городского бюджета, остальные правительство Санкт-Петербурга рассчитывает привлечь в качестве инвестиций.

Телемедицина не ограничена рамками японского и питерского проектов. В 2000 году получили развитие и другие телемедицинские системы.

Сегодня в России действует несколько телемедицинских проектов. Одними из первых в этой области в 1995 году начали сотрудничать университетская больница норвежского города Тромсе и Архангельская медицинская академия. В рамках проекта создана сеть телемедицинских центров, к которой подключено 7 городов, в том числе и Москва. Свои телемедицинские сети существуют также в Новосибирской и Омской областях.

Наиболее технически развита Телемедицинская консультативная система. Она была создана в 1995 году ЦНИИ судостроительной промышленности, Ассоциацией детских хирургов, кафедрой детской хирургии РГМУ и двумя московскими детскими клиническими больницами. К концу 1999 года эта диагностическая система охватывала 10 регионов России.

Телемедицина - это, пожалуй, единственный способ улучшить медицинское обслуживание жителей небольших городов и сел, тем более что отчасти пациенты могли бы сами оплачивать дистанционные консультации (получасовой сеанс "общения" медицинских учреждений стоит 1,5 - 2 тыс. руб., что гораздо дешевле, чем поездка в Москву). До последнего времени проекты продвигались энтузиастами-одиночками, выбивающими под эти программы деньги благодаря своему высокому положению в медицинской иерархии или за счет международных грантов.

Еще не время строить

Несмотря на развитие телемедицины, медицинский бизнес в перспективе не сможет развиваться без увеличения числа клиник и центров. Пока, впрочем, частные компании "не доросли" до строительства собственных центров. Есть только редкие частные проекты строительства медицинских центров. Северо-Западный филиал страхового ОАО "РЕСО-Гарантия" и финская компания Skanfert приступили к строительству медицинского центра на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге. Строительство будет вестись за счет собственных средств двух сторон в соотношении 20% и 80% в пользу финской компании. До конца года в Петербурге будет зарегистрировано ЗАО, которое будет управлять работой медицинского центра. Как стало известно "Ко", участие в строительстве со стороны "РЕСО-Гарантии" оценивается как способ инвестировать свободные деньги.

Остальные участники рынка на подобные проекты смотрят скептически. Причин этого две. Первая - большой срок окупаемости медицинского учреждения, особенно детского, и дороговизна импортного оборудования из-за больших таможенных пошлин. "Когда вырастут продажи и доходы, возможным станет открытие собственных отделений", - считает Алексей Коростелев. "Новые медицинские центры будут строить крупные компании, у которых есть постоянные страховки для персонала", - полагает Владимир Звягин.

Вторая причина неверия в подобные идеи - неразработанность законодательства в данной области и неразвитое информационное обеспечение рынка. По мнению Сергея Лекомцева, эксперта компании "БизнесКонсалтингГруп", "отсутствие адекватной рыночной информации о спросе и предложении на рынке медицинских услуг не позволяет создать более-менее точную экономическую модель такого центра, определить целевые показатели его деятельности, условия предоставления медицинских услуг".

Ближайшей задачей для страховых компаний, по мнению аналитиков и самих страховщиков, является разделение собственно страхового бизнеса и сопутствующих видов бизнеса. "Дублирование функций, когда медицинские центры самостоятельно занимаются привлечением денег от населения, а страховые компании пытаются организовать оказание медицинских услуг, - неэффективно. Такое положение дел приводит к непрозрачности рынка, что, в свою очередь, мешает развитию конкуренции на рынке медицинских услуг. В этих условиях инвестиционная привлекательность этого сектора экономики снижается", - говорит Сергей Лекомцев.

"У многих страховых компаний, занимающихся ДМС, есть свои диспетчерские службы, своя "Скорая помощь", - подтверждает Алексей Коростелев.

"По нашему мнению, перспективным направлением является разделение страхового бизнеса и собственно медицинского. Это позволит страховым компаниям сосредоточиться на продажах. Прецеденты уже есть, в том числе и у нас. Пока таких компаний не очень много, но, когда они докажут свою полезность для страхового бизнеса, их станет больше", - заявил Владимир Звягин.

Еще по теме