Top.Mail.Ru
архив

Без доверия

23.03.200900:00
Янис Куликовский, генеральный директор кондитерского дома «Шандени»

В последние полгода события продемонстрировали абсолютную неподготовленность большинства российских предприятий к кризису. Причина такой ситуации прежде всего в том, что в условиях экономической гонки многие компании не уделяли внимания оптимизации производственного процесса, обновлениям средств производства. Сценарное планирование, модернизация производства, тщательный подбор персонала, а также его обучение оставались вне поля зрения лиц, принимающих решения: все видели рост продаж, соответственно, если эффективность падала, всегда можно было поднять цены, объяснив это инфляцией. Так, согласно исследованиям AC Nielsen, с середины 2007 года по середину 2008-го цены на продукты питания вследствие инфляции выросли следующим образом: молочные продукты – на 27%, чай – на 15%, мучные кондитерские изделия – на 14%. Вторая причина повышения стоимости продуктов питания – рост цен на коммунальные услуги (в 2009 году в среднем на 19% в регулируемом секторе, на 26% с учетом свободного энергорынка), что приводит к увеличению издержек производителей товаров. И, наконец, рост курса доллара и евро также влияет на стоимость потребительских товаров. Для производства продукции российские компании используют большое количество иностранных составляющих: сырье, ингредиенты, упаковку. Поставщики этих компонентов закладывают цены в валюте таким образом, чтобы сохранить свою рентабельность, что напрямую отражается на конечной стоимости товаров. Но сегодня уже невозможно сохранять маржинальный доход предприятия, увеличивая конечную стоимость. На ее повышение покупатель отреагировал снижением уровня потребления. Подняв цены, производитель будет сталкиваться с замедлением оборачиваемости продукта на полке. Население не верит в скорый выход из кризиса и будет откладывать деньги на черный день, отказываясь от крупных приобретений и корректируя свою потребительскую корзину в сторону более дешевых товаров повседневного пользования. В результате многие предприятия оказались в сложной ситуации: затраты уже существенно урезаны, но рентабельность компании продолжает падать. Остается только один выход: оптимизация ресурсов и процессов в максимально сжатые сроки. Но есть еще один способ – создание сетевых кластеров, то есть групп взаимосвязанных компаний: поставщиков оборудования, комплектующих и специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Одно из важнейших преимуществ существования сетевого кластера – возможность регулировать рост цен. Все участники кластера могут делиться издержками в его пределах, чтобы рост затрат не перекладывать на потребителя, то есть не повышать цену продукции на полках магазина. Но для такого кардинального решения руководители предприятий должны сесть за стол переговоров и пойти на взаимные уступки. Но, к сожалению, для такого шага у представителей бизнеса пока слишком низкий уровень доверия друг к другу.