Выплату налога нефтяниками привяжут к Brent

На фоне большого дисконта на нефть марки Urals российские власти обеспокоились объемом выпадающих поступлений в бюджет. Курировать тему и искать пути решения поручили вице-премьеру Александру Новаку, затем к проработке нового механизма расчета налогов с нефтянки подключился Минфин. И если изначально за основу хотели взять «среднее арифметическое» от стоимости Brent и Dubai Crude, то сейчас все больше склоняются к одному эталону. Почему без такого механизма не обойтись и что по этому поводу думают участники рынка — в материале «Компании».

Отказ от Dubai Crude

Российские власти продолжают обсуждать уход от использования стоимости отечественной нефти Urals при расчетах для налогообложения. В качестве преобладающего варианта сейчас рассматривается привязка стоимости нефти к котировкам эталонной марки Brent. Об этом заявил осведомленный источник «Коммерсанта».

С поручением представить новые сценарии расчета цен на нефть к чиновникам ранее обратился президент РФ Владимир Путин. Причиной стало падение стоимости Urals на фоне введения западных санкций: по данным агентства Bloomberg, в новогодние праздники нефть из России торговалась в балтийском порту Приморска по 37,80 доллара за баррель (стоимость Brent в тот же день составляла 78,57 доллара). При этом средняя цена на Urals, по данным Минфина РФ, в январе составила 49,48 доллара за баррель. Это в 1,7 раза меньше аналогичного показателя 2022 года.

По данным «Ведомостей», высокий дисконт на Urals стал темой одного из совещаний президента с членами правительства. Проанализировать проблему предложили вице-премьеру Александру Новаку. Источники издания, близкие к российским властям, тогда сообщали об обсуждении нескольких альтернативных вариантов расчета: например, с привязкой стоимости Urals к эталонным сортам, таким как Brent или Dubai Crude (сорт нефти, добываемый в Дубае). Утверждалось, что налог может начисляться по средней цене от этих двух марок за вычетом определенной скидки, размер которой предлагалось установить отдельно.

Однако, как следует из заявлений источников, сейчас власти все же хотят выбрать один эталон — Brent (причина такого выбора не объясняется). На его основе планируется рассчитывать налоги с учетом дисконта и стоимости фрахта. Размер последних будет определен властями РФ. Со слов инсайдеров, сейчас в правительстве склоняются к тому, чтобы регулярно публиковать эти показатели (допустимую скидку и цену на фрахт), а компаниям необходимо будет применять их для расчета НДПИ и НДД.

Размер дисконта могут ограничить 10 долларами за баррель, а цену за фрахт — 5–10 долларами за баррель. Исходя из сегодняшней стоимости Brent (по состоянию на утро 3 февраля она составила 82 доллара за баррель), за основу в таком случае бралась бы цена в 62–67 долларов за баррель, что не сильно коррелирует с желаемым показателем Urals, заложенным в бюджете.

Защита бюджета

Источники издания объясняют: такой подход подтолкнет нефтекомпании к снижению дисконта на российскую нефть и к торговле топливом по цене, интересной для российского бюджета. Если же уменьшать дисконт компании не захотят, для них это обернется более высоким размером налогов. Судя по всему, сами компании (об этом они заявили в разговоре с «Коммерсантом») видят в таком подходе очередную меру для повышения налоговой нагрузки на нефтяников.

Начало проработки изменения сегодняшнего порядка расчета налогов с реализации российской нефти подтвердили и в Минфине. Ведомство утверждает, что итоговое решение учтет интересы разных сторон, в том числе компаний. Своей основной целью министерство называет «организацию экономически обоснованного уровня бюджетных поступлений».

По словам главы департамента налогового и юридического консультирования компании Kept Дарьи Шориной, в случае если реальная стоимость Urals окажется вдвое меньше заложенной в бюджете (в 70 долларов за баррель), объем выпадающих доходов может составить 250 миллиардов рублей в месяц. В масштабах года в таком случае речь может идти о трех триллионах рублей.

Рост экспорта

Впрочем, есть и хорошие новости: нефтедобыча в РФ практически не снижается. В январе падение составило лишь 0,4%, что на фоне отказа ряда стран Запада от закупки российского топлива выглядит почти как успех. Если в ноябре прошлого года нефтедобыча в среднем составляла 1,487 миллиона нефти в сутки, то в январе — 1,481 миллиона тонн.

Объем экспорта в 2023 году и вовсе увеличивается. Рост составил 9,8% к декабрю и 3,5% к ноябрю 2022-го. Причиной этого участники рынка называют высокий уровень дисконта. Также эксперты говорят о смешивании российского топлива с нефтью из других стран, отмечая, что такая практика наблюдается в странах Азии и на Ближнем Востоке.

Эксперты, опрошенные «Компанией», ранее заявляли о том, что постепенно дисконт на Urals будет уменьшаться. Так, по прогнозу независимого эксперта рынка ресурсов и энергетики Владимира Демидова, стоимость российской нефти Urals может скорректироваться до уровня в 50 долларов за баррель. Цена на Brent, с его слов, также может уменьшиться — до 70–75 долларов за баррель.

«Самым жестким и сложным» первый квартал 2023-го называл и директор Фонда энергетического развития, эксперт по энергетике Сергей Пикин. Постепенно рынок может адаптироваться к ситуации, считает эксперт. Однако взлета стоимости нефти до показателей, заложенных в бюджете, не ожидается. И это говорит о том, что без спецмер не обойдется, отмечал Пикин.