Без Jameson и Ballantine's: останется ли Россия без легендарного виски

15.05.202320:37

Французская Pernod Ricard перестала поставлять в Россию алкогольных напитков из своего портфеля брендов. На полное прекращение продаж водки Absolut, виски Chivas Regal, Jameson, Ballantine's, коньяка Ararat и другой продукции нужно несколько месяцев, подсчитали в Pernod Ricard. Дистрибьютор прекратил работу в России еще в марте прошлого года, но его продукция все еще находится на прилавках благодаря параллельному импорту, уточняют опрошенные «Компанией» эксперты. По их словам, россияне без премиального алкоголя не останутся — в крайнем случае бренды Pernod Ricard заменит продукция других брендов. При этом, большая проблема возникает с уехавшими из страны покупателями, способными позволить напитки по такой стоимости.

Заявление о полном прекращении о своей работы Pernod Ricard сделала на прошлой неделе. «Pernod Ricard может подтвердить, что в конце апреля 2023 года компания прекратила экспорт всех своих международных брендов в Россию», — заявили в компании. Там ждут, что процесс займет несколько месяцев.

У дистрибьютора в России есть «дочка» — АО «П.Р.Русь», которую Pernod Ricard хочет адаптировать к ситуации при соблюдении российских законов.

Выручка АО «П.Р.Русь» которой в прошлом году сократилась до 19,2 млрд рублей с 27,5 млрд в 2021-м. Чистая прибыль тоже упала — с 2,1 млрд рублей в 2021-м до 2 млрд в 2022-м.

В портфеле компании — виски Chivas Regal, Jameson, Ballantine's, водка Absolut, текила Olmeca, ром Havana Club, шампанское Mumm и Perrier Jouet и другие бренды.

прочитать весь текст

Pernod Ricard до последнего продолжала работать в России и в марте даже пыталась вернуть экспорт водки Absolut страну. Шведским политикам такое решение не понравилось и под давлением критики Absolut окончательно запретила ввоз своего бренда в Россию. «Признавая также обязанность заботы о наших сотрудниках и партнерах, мы не можем подвергать их массированной критике во всех формах», — объясняла главный исполнительный директор Absolut Стефани Дюрру.

В апреле Pernod Ricard все же вернула на российский рынок виски Jameson. В компании утверждали, что с начала геополитического конфликта ставила в приоритет «защиту местных сотрудников как в Украине, так и в России». При этом, товар планировалось поставлять «на уровне, позволяющем обеспечить благосостояние местной команды и жизнеспособность дистрибутивной дочерней компании Pernod Ricard».

Алкоголь в «серую»

После начала боевых действий на Украине российский рынок остался без крупных производителей крепкого алкоголя. Например, отечественный рынок уже покинули, по крайней мере официально, Diageo (бренды Bells, Johnnie Walker, Captain Morgan, Baileys), Bacardi (Dewars, William Lawsons), Brown-Forman (Jack Daniels, Finlandia), Moet Hennessy, Beam Suntory (Jim Beam), Edrington (Macallan). За первые полгода 2022-го ввоз всех крепких напитков сократился почти на 35%, до 32,65 млн литров, а виски — почти на 50%, до 11,8 млн литров.

Заместить ушедших гигантов взялись местные производители — Beluga Group (бренд Fox & Dogs), Stellar Group (Mancatcher, Steersman) и Ladoga (Fowler’s), писал «Коммерсант». По подсчетам издания, уже в январе—феврале 2023 года производство виски год к году выросло на 56%, до 706 тыс. дал. На пять компаний пришлось более 80% объема.

Спасение для легенд пришло в ноябре прошлого года, когда Минпромторг добавил алкоголь в список товаров, разрешенных к параллельному импорту. В реестре оказалось примерно 40 марок заграничного алкоголя. Дистрибьюторы и торговые сети начали активно компенсировать провалы прошлого года в импорте алкоголя и в первые два месяца 2023-го объем поставок крепких напитков и вин вырос на 23%, превысив 79 млн литров — это рекордный за последние пять лет показатель.

По данным «Коммерсанта», По итогам января—февраля 2023-го импорт алкоголя в Россию увеличился год к году на 23%, до 79,02 млн литров:

  • вино — рост на 23%, до 63,37 млн литров;

  • виски — на 32%, до 6,16 млн литров;

  • коньяк и бренди — на 61%, до 2,82 млн литров;

  • ликер — на 60%, до 2,01 млн литров;

  • ром — на 19%, до 1,67 млн литров.

В тройку крупнейших импортеров алкоголя вошли Beluga Group, X5 Group («Пятерочка», «Перекресток») и структура Mercury Retail («Красное & Белое», «Бристоль»).

прочитать весь текст

Ценовой парадокс

Параллельный импорт ждет и бренды Pernod Ricard, считает руководитель Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. При этом, интересна ситуация с «Араратом», который производит Ереванский коньячный завод. «Теоретически, этот коньяк может исчезнуть из России — все зависит от того, пойдет он или не пойдет по параллельному импорту», — уверен Дробиз. Большая часть потребления «Арарата» приходится на Россию и страны СНГ, поэтому коньяк так или иначе будет поставляться в Россию, добавляет директор школы сомелье, исследователь алкоголя Эркин Тузмухамедов.

Дробиз отметил, что сегодня параллельный импорт — единственный канал получения импортной алкогольной продукции. По его словам, в случае необходимости продукцию Pernod Ricard заменит премиальная продукция других брендов.

Запасы алкоголя при параллельном импорте не важны — бренды в любом случае будут представлены, а западным дистрибьюторам придется лавировать между санкциями ЕС и желанием заработать, считает Тузмухамедов.

Между тем мнения экспертов в прогнозах на цены продукции, приехавшей в Россию по «серому» импорту, разнятся. Управляющий одной из винотек крупной сети в Москве Геннадий Фролов уверен, что хоть бренды Pernod Ricard в Россию и будут поставляться, но цена на их бутылки будет сильно зависеть от логистических цепочек. Он не исключил, что ожидание поставок увеличится вдвое.

При этом, Дробиз и Тузмухаммедов говорят о парадоксе цен параллельного импорта. «Когда в стране есть прямой и параллельный импорт, то продукция второго как правило продается дешевле», — замечает Дробиз. Он добавил, что в текущей ситуации продукция Pernod Ricard остается в тех же ценах, но все зависит от курса доллара и евро.

Тузмухаммедов отмечает, что подорожание брендов Pernod Ricard зависит не от самой компании, а от импортеров. «Парадокс ситуации в том, что продукция многих ушедших из России брендов дешевле, чем была раньше», — замечает он. Эксперт объясняет это отсутствием нужды содержать офисы, штат маркетинг-директоров «с дикими зарплатами».

Важной деталью становится потребитель, способный приобретать премиальный алкоголь. По словам Фролова, «пьющий» средний класс уехал из страны, что повлекло за собой финансовые последствия для магазинов сетей, растерявшие постоянных гостей.