Без перехода наличности
Пандемия нанесла серьезный удар как в целом по мировой экономике, так и по отдельным отраслям. Однако для платежной сферы она оказалась окном возможностей, которыми самые передовые компании не преминули воспользоваться. Коронавирус подтолкнул развитие как удаленных, так и бесконтактных сервисов платежей. Путь внедрения инноваций, который занял бы в обычных условиях годы, во время локдаунов был пройден за месяцы.
Десятилетие за год
Скачкообразный прогресс в области платежей отмечают многие эксперты. Одна из крупнейших международных компаний, специализирующихся на управленческом консалтинге, Boston Consulting Group (BCG) даже назвала соответствующий доклад «Fast Forward into the Future». В его основу легли данные, предоставленные SWIFT, ведущим мировым провайдером услуг безопасного обмена финансовой информацией. BCG прогнозирует, что к 2024 году ежегодный объем выручки мировой индустрии платежей может достигнуть $1,8 трлн. Но теперь «игрокам отрасли придется адаптироваться к замедлению темпов роста при одновременном ускорении эволюционных изменений».
«Пандемия и ее последствия ускорили изменения в индустрии платежей, которые обычно занимают около десяти лет,— отметил управляющий директор и партнер офиса BCG в Париже Ян Сенан, руководитель глобального направления "Платежи и транзакционный банкинг".— Это создало окно новых возможностей для самых талантливых компаний, которые смогут одним прыжком обогнать конкурентов, нарастить масштабы и оказать влияние на повседневную жизнь своих клиентов. Однако этот благоприятный период не будет длиться вечно. Те игроки рынка платежей, которые будут действовать решительно уже сейчас, получат явное конкурентное преимущество относительно остальных компаний».
Во всем мире пандемия коронавируса позволила компаниям из платежной индустрии нарастить свои показатели. Так, платежная система PayPal, согласно ее отчету, только за март — май 2020 года увеличила доходы в 6 раз — до $5,26 млрд при том, что за тот же период 2019 года она заработала только $823 млн. Ее новыми клиентами стали 1,7 млн человек. «Мир перешел на цифровую экономику, и я не думаю, что время вернется назад»,— заявил MarketWatch исполнительный директор PayPal Дэн Шульман.
По его словам, общество достигло точки перегиба, когда начинается «гибель наличных». «70% потребителей платят безналичными и опасаются за свое здоровье, когда дело доходит до оплаты в магазинах, кризис и пандемия COVID-19 стали "переломным моментом" для электронных платежей, — уверен он.— Безналичные расчеты за последние три-пять месяцев привели к такому ускорению проникновения электронной коммерции, которое могло бы занять три-пять лет в обычных условиях».
Российская национальная платежная система «Мир» на пике пандемии в 2020 году также показала уверенный рост: так, доля межбанковских операций в онлайне по ее картам в апреле 2020 года выросла на 25% по сравнению с мартом. «Самыми востребованными категориями, в которых совершается больше всего покупок по банковским картам всех платежных систем, остаются супермаркеты и аптеки»,— отметил глава Национальной системы платежных карт (НСПК) Владимир Комлев.
Русское чудо
«Впервые о "русском чуде" заговорили в прошлом году, когда по итогам периода 2010–2018 годов был выявлен феноменальный 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций: с 5,8 до 172 в год на человека,— напомнил глава экспертной практики BCG Digital в России и СНГ Макс Хаузер.— Тогда по этому показателю Россия обогнала все страны Европы, в том числе лидеров, которые за тот же период показали двух- и трехкратный рост. В 2020 году "русское чудо" получило продолжение. Пандемия оказала мощное воздействие на все сферы жизни и дала толчок развитию цифровых технологий, которые помогают справиться с изменениями и повысить безопасность».
Россияне отреагировали мгновенно: всего за полгода, с конца 2019 года до середины 2020-го, половина тех, кто все еще пользовался наличными, перешла на безналичные расчеты. Ненамного опережают Россию по доле перешедших на безнал потребителей только Великобритания, Канада и Австралия.
В ближайшие пять лет, согласно прогнозам BCG, совокупные среднегодовые темпы роста выручки (CAGR) от транзакционного банковского обслуживания составят в России от 2,8% до 7,8%, что выше мирового показателя (4,4–5,6%). Несмотря на уверенную динамику, это все же ниже показателей CAGR в 2014–2019 годах — 15,6%. В последние пять лет по этому показателю Россия была абсолютным мировым лидером на рынке безналичных платежей и пока сохраняет это положение.
Количество россиян, использующих наличные деньги, резко сократилось. В России, несмотря на изначально довольно высокую долю безналичных платежей, за время пандемии на 48% уменьшилось число людей, приоритетно использующих наличные. При этом на 8% и 7% соответственно выросло число тех, кто впервые попробовал онлайн и мобильный банкинг.
Многие готовы вовсе отказаться от посещения банковских отделений и воспользоваться дистанционным каналам обслуживания. «Уже сейчас 30% россиян планируют сократить число или вовсе отказаться от походов в отделения даже после окончания пандемии,— считает управляющий директор BCG Сергей Ишков.— Это очень серьезный сигнал для всей индустрии — пора перестраивать операционную модель. Ведь в мире, где клиент не хочет появляться в отделении, победит тот, кто сможет эффективно с ним взаимодействовать в полностью удаленном и цифровом формате».
Новые формы платежей
Кроме активного развития действующих платежных сервисов, во время пандемии стали появляться и новые, призванные внедрить безналичные операции в сферы, которые исторически считались исключительной областью наличной оплаты. Так, международная платежная система Mastercard запустила в России платформу для приема чаевых.
«В основе безналичных чаевых — специальная умная платформа Mastercard Transfer HUB, на которой в России уже реализован ряд проектов денежных переводов. Эквайером выступает РНКО "Деньги.Мэйл.Ру" (ООО)»,— говорится в сообщении платежной системы. Желающие присоединиться к ней ресторанные сети должны подключить сотрудников к сервису Etiquette. Гостю достаточно считать своим смартфоном специальную NFC-метку или QR-код, который есть у официанта. На веб-странице сервиса в своем смартфоне он оценит обслуживание, оставит комментарии и укажет сумму чаевых. Оплатить их он может любой банковской картой, а также через мобильные кошельки Apple Pay или Google Pay.
Гендиректор платежной системы Visa в России Михаил Бернер считает, что доля безналичных платежей в России может превысить 90% через три-четыре года. «Если посмотреть на мировой опыт и другие страны, совершенно точно эта доля может достигнуть 90%,— полагает он.— В Скандинавии уже достаточно долгий период времени безналичные платежи составляют более 90%. Россия сделала очень существенный рывок вперед, в особенности за последние три года, когда произошла массовая цифровизация платежей».
Согласно прогнозам ВТБ, в конце 2021 года на оплату смартфонами и другими гаджетами с приложениями Pay придется половина безналичных платежей россиян. «Доля платежей с помощью смартфонов, по нашим прогнозам, будет расти ускоренными темпами и уже в этом году может по большинству категорий достичь 50% в обороте безналичных платежей,— приводятся в сообщении банка слова руководителя департамента эквайринга, вице-президента ВТБ Алексея Киричека.— Структурный сдвиг в наличных и безналичных платежах совершила пандемия».
Всего на технологии бесконтактной оплаты в 2019 году пришлось 84,5% безналичных транзакций россиян, в 2020-м — около 92%. В этом году показатель может вырасти до 95%. При этом в прошлом году доля безналичных операций впервые превысила долю снятия наличных.
Смерть наличных
По данным портала Сбербанка — «Сбериндекс»,— доля безналичных платежей в торговом обороте в 2020 году выросла на 4,9 процентных пункта (п.п.), поставив новый рекорд. «По оценке лаборатории "Сбериндекс" и IT-компании "Платформа ОФД", в IV квартале 2020 года доля безналичного торгового оборота в России составила 55,9%, а за весь 2020 год — достигла 54,1%, это на 4,9 п.п. выше уровня 2019 года (49,2%), что является очередным историческим максимумом»,— говорится в сообщении «Сбериндекса». В 18 регионах доля безналичного торгового оборота превысила 60%, а в Ненецком АО дошла до 70%. До сих пор ни один российский регион не достигал такой высокой доли безналичных платежей.
В I квартале 2021 года этот показатель продолжил расти и составил 59,4%, обновив исторический максимум. Прирост составил 3,5 п.п. за три месяца, а за год — 6,3 п.п. В Сбербанке отметили, что это самое крупное увеличение с 2018 года. Оно даже превысило результаты, отмеченные во время активных волн распространения коронавирусной инфекции. «Это может служить подтверждением нашей гипотезы о том, что по итогам пандемии стала формироваться новая модель потребления: значительная часть россиян оценила преимущества цифровых сервисов и не желает возвращаться к прежнему формату оплаты товаров и услуг»,— считают в банке.
При этом доля безналичного оборота продолжает расти почти по всем категориям. Наиболее охотно на такой способ оплаты переходили в кафе и ресторанах, а также в супермаркетах и «магазинах у дома». «Можно предположить, что это не просто реакция на текущую ситуацию с пандемией, а новая тенденция: традиционалисты начинают активно отказываться от использования бумажных денег,— отмечает Сбербанк.— Это заметно и по отдельным регионам, и по наиболее консервативным группам потребителей».
Но любой процесс такого рода имеет свои ограничения. Еще в 2012 году доля наличных платежей в розничном обороте в России превышала 85%. И возможности наращивания доли безнала были очень велики. Но сейчас, по оценке ЦБ, она уже близка к 70%, а значит, пандемия приблизила и момент замедления темпов снижения доли наличности в обороте.
«Мы считаем, что доля безналичных платежей будет продолжать расти, но это, скорее, конечно, уже единицы процентных пунктов,— отметила недавно председатель Банка России Эльвира Набиуллина.— Потому что степень проникновения безналичных платежей в нашей стране достаточно высокая, и каждый процентный пункт будет даваться, если можно сказать, чуть сложнее, но тем не менее доля безналичных, на наш взгляд, будет расти».