Без русского Grand Cru

17.06.202212:25

О великих винах в России пока стоит забыть — считает Дмитрий Евтеев, автор телеграм-канала «Цитрон Цюрупинский».

Все последние годы прошли под патетическим лозунгом создания великого российского вина. Оно должно было заявить миру, что российское виноделие не просто существует, а что оно возродилось с времен князя Голицына и встало на один уровень с винами Франции, Италии, Германии. Великое российское вино должно было быть, с одной стороны, самобытным, с другой — соответствовать всем критериям премиальных зарубежных вин.

Потребители, эксперты, да и сами виноделы находились в ожидании, что вот-вот появятся отечественные аналоги Chateau Margaux или Sassicaia, с которыми Россия прорвется в мировой топ-рейтинг и будет достойно представлять нашу страну среди лучших из лучших. Виноделы экспериментировали как с автохтонными сортами, так и международными. Уже начали стихийно формироваться российские аппелласьоны — от Крыма до долины Волги.

И хотя великого вина у нас пока еще не создали, за последние годы образовался целый сегмент российских вин класса премиум стоимостью более 2000 рублей. Сейчас его будущее находится под угрозой.

Что необходимо для премиум-вина?

Пятый блок санкций ЕС значительно скорректировал планы виноделов. Французская бочка, наравне со словенской и венгерской, будет поставляться по текущим контрактам только до первой декады июля. С пробкой такая же ситуация. Бутылки, в которые традиционно разливаются премиальные вина, больше не поставляются.

Как заместить

Многие российские виноделы уже заявили, что готовы переходить на винтовую пробку, а то и вовсе укупоривать бутылки кронен-пробкой. Кто-то даже вспоминает про алюминиевые банки.

Но проблема в том, что выдерживать вина под винтовой пробкой в России никто не пробовал, результат в этом случае практически не предсказуем. Такая неопределенность вряд ли устроит обеспеченных ценителей, кто планирует пополнить коллекцию на пять-десять лет для хранения.

Бочки вроде бы были в Армении, кто-то вспоминает про Азербайджан. Своя бондарня есть у компании «Фанагория» (одна на всех). Но известные эксперименты с бочками из Кавказского региона показывают, что это примерно, как езда на одноколесном велосипеде — кто-то находит баланс и проезжает дистанцию, а кто-то с него падает сразу же. В предыдущие годы всего несколько хозяйств были готовы на такие эксперименты, сейчас, похоже, силы в балансе придется проверить всем.

Краски мы тоже найдем, а некоторые виноделы премиум-сегмента с самого начала не печатали этикетки, а рисовали на бутылках, как Константин Дзитоев.

А теперь главный вопрос: как объяснять обеспеченному человеку, почему ему стоит приобрести именно это вино с этикеткой, напечатанной на офисном принтере. Ради чего? Не стоит надеяться, что конкуренция с мировыми винами исчезнет. Структура рынка элитного вина в России поменяется не сильно. Вино отнесено Евросоюзом к продуктам питания, поэтому большинство стран ЕС, не говоря уж об Аргентине, Чили, ЮАР, продолжат поставлять основной ассортимент дорогих вин (кроме тех, что попадают под ограничение стоимости в €300). И хотя США и Австралия полностью отказались от поставок вина в Россию, их доля в структуре импорта никогда не была определяющей. 

еще по теме:
Уроки российской винной географии
Где в будущем появится русское Grand Cru и названия каких аппелласьонов уже пора учить сомелье
виноградники

Как поддержать

Виноделам, чтобы справиться со сложившейся ситуацией, могут помочь три изменения, которые давно обсуждаются, но так и застыли, не достигнув видимого результата.

Российским виноделам в сегменте элитарных вин предстоит непростая задача. Им придется одновременно преобразовывать свой продукт и каким-то образом доказывать, что мерло из бочки карабахского дуба с винтовой пробкой и этикеткой, отпечатанной на офисной бумаге, может стоить больше 2000 рублей — и это при том, что в этом ценовом сегменте потребителю по-прежнему будут доступны итальянские и французские вина высшей категории.

Российское виноделие сегодня попало в уникальные условия, и вина, выпущенные в данный период, вполне могут стать коллекционной редкостью. Нужно только помочь им остаться на плаву. Иначе в ближайшие годы путь к отечественному гран крю будет закрыт, и российское виноделие под давлением внешних факторов рискует откатиться на 20 лет назад.