Бикфордов шнур
Сергей Шнуров записал редкостную .... Восхитительную и пугающую одновременно. Диск называется «Бабаробот, или Как нужно делать саундтреки», автор – «группировка «Ленинград». Учитывая недавнее признание Шнурова лучшим кинокомпозитором года (за музыку к «Бумеру»), назидательность подзаголовка не выглядит неуместной – победителей не судят. Шнуров который год уже ходит в победителях, и если кто ждал от него, что, выйдя на сцену за «Никой», он покажет залу голую задницу, скажет не про маму, а по матери, или вообще откажется прижимать к растроганной груди крылатую богиню, то ждали напрасно. Победительность создает человеку комфортные условия ненапряжного выбора – быть в образе или засовывать его на время в пыльный шкаф, надевать на торжественную церемонию фрак или рваную майку. Все сойдет, все будет оправданно: даже если Шнуров решит спеть дуэтом с группой «Корни», это может быть сочтено за эксцентричную выходку гения, или, говоря старомодным языком, за «стебалово над попсой голимой». Хотя, конечно, Шнуров от «Корней» уйдет подальше. Злоупотреблять победительностью надо в меру. Что бы ни натворил человек-победитель, публика это примет – до поры, до того времени, когда плешь доест его талант. Пока же этого не случилось, каждый новый продукт будет куплен. Каждая песня – допета. История «Бабыробота» началась на проходной завода, куда зашли выпускники ПТУ Петр (Шнуров), Гриня (Шнуров), Иннокентий, можно Кеша (Севыч), и Робот (Андромедыч). От нехватки денег на пиво они придумали выдать Робота (просто кличка такая) за Робота-прислугу («Бабаробот – ни забот и ни хлопот, он стирает, убирает, пыль сметает и готовит»). На такую рекламу покупается Мужык (Шнуров), забирает Робота, посредством чулок, помады и юбки превращенного в Бабу, тут все и начинается. Что именно начинается – терминологии не поддается. Саундтрек, мюзикл, радиопостановка пьесы, артист Филиппенко читает Зощенко, группа «Ленинград» хорошо посидела и теперь выступает в лицах, как Олег Анофриев в мультфильмах 1970-х. Открывает диск песня «Наш завод», исполненная Шнуровым высоцким хрипом. Кеша разговаривает сипом, как Вицин в «Джентльменах удачи». Андромедыч поет арию «Теперь я Бабаробот, спасибо, что не шлюха» на мотив «теперь я Чебурашка». В главном хите «Мачи» («мы бармалеи, джентльмены удачи, романтики с большой дороги, пьяные мачи») перечисляется понятно что, а еще перевирается Андрей Миронов с песенкой из «Соломенной шляпки», которую так любили вставлять в киноконцерты – про Жюльетту, Анетту и, ах, ах, Жоржетту. Поскольку в детский сад мы со Шнуровым ходили примерно в одни сроки и в раннем детстве смотрели примерно одни и те же фильмы, мультфильмы и телепередачу «Утренняя почта», то мне было радостно, смешно и дико ловить эхо первых шагов к накоплению культурного потенциала. Это как бикфордов шнур, подожженный в начале семидесятых и вот сейчас догоревший до бомбы мощного энергетического заряда. Примерно такой же пугающей мощи, которая разорвала отношения Мужыка и Бабыробота в финале пьесы, в поезде Москва – Геленджик («Настоящий я мужик, вывез бабу в Геленджик», – самая дикая и смешная вещь на диске). «Ленинград» оторвался по полной. Так народные артисты от души блеяли, мяукали, хрюкали и изображали рев пароходиков в классических мультиках нашей детской поры. Так люди делают ту работу, которая им нравится. Или как спел Мужык: «Мне сегодня не хочется пить, мне сегодня и так хорошо!» А из уст Шнурова отказ от алкоголя, даже временный, звучит очень убедительно.