Top.Mail.Ru
бизнес на правах рекламы

Бизнес-мигранты в поисках налогового рая

бизнес на правах рекламы
26.12.202313:33
Фото: Mikhail Pushkarev / unsplash.com Фото: Mikhail Pushkarev / unsplash.com

Налоговую оптимизацию в России абсолютно легально может провести любая компания. Достаточно релоцировать бизнес в регионы с льготным налогообложением. Где искать выгодные условия и как быстро переехать — узнала «Компания». 

Уход иностранных компаний с российского рынка привел к тому, что в стране открылись новые бизнес-ниши и появились уникальные возможности по масштабированию работающих проектов. Это не замедлило сказаться на статистике: число малых и средних предприятий в стране достигло рекордного уровня с 2016 года, когда появился реестр МСП, — 6,3 млн предприятий. 

Именно малый бизнес признан катализатором экономики предложения. К тому же он обеспечивает занятость 31 млн человек. Однако успешно масштабироваться может не каждый проект. Не все предприниматели благополучно проходят «долину смерти». Так называется период в развитии стартапа, когда он еще не начал зарабатывать на своем продукте, но активно тратит средства, полученные на развитие в рамках инвестиций или грантов. Если проект не может найти первых заказчиков и потребителей, он банкротится и закрывается. По итогам 2022 года, как подсчитала компания FinExpertiza, закрылось более 280 тыс. организаций.

На снижение негативных последствий работают, с одной стороны, власти: бизнесу предлагаются льготные займы, различные субсидии, поддержка экспортных проектов и налоговые послабления. Один из действенных инструментов — введение упрощенной системы налогообложения (УСН). Этот особый режим позволил предпринимателям снизить объем выплат в бюджеты (компании освобождаются от уплаты НДС, налога на имущество и прибыль, а ИП — от НДФЛ), а налоговую отчетность — сдавать единожды в год.

И даже эти выгодные условия можно оптимизировать. Несколько лет назад в ряде российских регионов снизили процент по УСН, установив ставку в размере от 1% до 5%. Их целью было привлечь бизнес выгодными условиями и обеспечить рост экономики. И многие упрощенцы думают, стоит ли воспользоваться этими условиями. Разбираем спорные моменты релокации.

Какой регион выбрать?  

Всего в РФ использовать особые ставки при УСН могут 25 регионов.

В Удмуртии льготные правила начали действовать раньше, чем во многих других регионах: соответствующий закон вступил в силу в конце 2019 года. В 2023-м он был продлен еще на пять лет. Это гарантирует, что весь ограниченный законом период бизнес будет работать по сниженной ставке. В некоторых субъектах РФ срок действия закона неограничен, а значит, может быть прекращен в любой момент. И на это стоит обратить внимание в первый момент.

Расчет выгоды тоже разнится. У предпринимателя есть выбор — использовать при расчетах с ФНС формулу «от доходов» и уплачивать 1% или 5% по формуле «доходы минус расходы». При этом в Удмуртии выбранная ставка станет работать во всех налоговых периодах до 2027 года включительно, однако где-то правила будут действовать ограниченный период — год или два.

Какие требования распространяются на релокантов?  

Помимо разницы во времени действия налоговых льгот, у регионов разные требования к компаниям, которые готовы зарегистрироваться на их территории. Где-то одним из решающих факторов будет то, впервые ли бизнес регистрируется в регионе. В некоторых регионах жестко следят, чтобы у предпринимателя не было долгов перед бюджетом по уплате страховых взносов и налогов. В Удмуртии, хотя и разрешают воспользоваться льготами и местным предпринимателям, которые ранее уходили в другие регионы и решили вернуться (для них сниженная ставка будет применяться со следующего налогового года), но установили требования по среднесписочной численности сотрудников для ООО. Их должно быть не менее пяти. На ИП подобные ограничения не распространяются. 

Какие подводные камни могут возникнуть при переезде?  

Иногда к бизнесу предъявляют неочевидные требования. На основе практики переезда порой возникают обязанности по приобретению в собственность объекта недвижимости, если она считается неликвидным активом. Есть кейсы, доказывающие, что налоговая служба иногда требует дополнительные документы, подтверждающие, что переезд бизнес нефиктивный. В некоторых случаях бизнес-мигранты при регистрации в ФНС одновременно попадают в поле зрение республиканской прокуратуры. Кроме того, от них требуют вместе с налоговой декларацией сдавать книгу учета доходов и расходов. 

Исходя из этого, прежде чем принять окончательное решение для релокации, следует проконсультироваться у юристов, специализирующихся на бизнес-миграции и найти возможность пообщаться с уже релоцировавшимися. Поможет в этом региональное бизнес-сообщество.

На какие меры поддержки могут рассчитывать предприниматели?  

Регионы заинтересованы в привлечении как можно большего числа предпринимателей. В каждом из них вводятся дополнительные меры поддержки бизнеса, которые реализуют как фонды развития предпринимательства, так и некоммерческие и общественные организации. Например, в Удмуртии организуются бизнес-миссии в другие регионы России, максимально упрощена и ускорена процедура оформления займов. Социально значимые бизнес-инициативы получают дополнительный бюджетный стимул, есть набор акселерационных и обучающих программ. В ряде муниципалитетов имущество передается в пользование бизнесу на льготных условиях, открыты коворкинги.

Какие нефинансовые условия считать приоритетными?  

Учитывая, что во многих регионах условия более-менее схожи, решающее значение приобретают факторы, которые отвечают интересам быстрого переезда, в том числе готовность местных властей регистрировать компании и даже транспортная доступность. Программа идеально подойдет, например, для маркетингового агентства или селлера онлайн-площадки, которые ведут проекты по всей России и могут зарегистрироваться в регионе, предлагающем льготные условия по УСН. 

Иными словами, у каждой локации есть свои плюсы и минусы. В регионах разнятся условия для переезда компаний и требования к предпринимателям, меняется уровень конкуренции, поэтому выбор локации — главный фактор успеха. 

Реклама.  АНО «Корпорация развития Удмуртской Республики». erid 2SDnjevkve4

Еще по теме