Top.Mail.Ru
архив

Бизнес на продажу

Солидные ритейлеры обратили взгляды в сторону независимых торговцев. Как минимум пять розничных сетей в последние несколько месяцев запустили свои франчайзинговые программы. Однако ближайшие перспективы русского торгового франчайзинга весьма сомнительны.

 

В российском продовольственном ритейле о франчайзинге заговорили в прошлом году. В столице появилась голландская сеть Spar, открывшая в декабре два франчайзинговых магазина – в Москве и Нижнем Новгороде. О запуске франчайзинговых программ объявили также отечественные сети «Копейка», «Ароматный мир», «Пятерочка» и «Юнилэнд». Но достижения торговых компаний на этом поприще пока скромны.

Дальше других в этом направлении продвинулся торговый дом «Арома», в управлении которого находятся 24 винных супермаркета «Ароматный мир». Еще шесть магазинов, открытых в этом году, – франчайзи компании. Четыре предприятия работают в Москве, два в Ярославле. В этом году планируется открытие еще трех франчайзинговых магазинов – в Москве, Орле и Волгограде.

«Большинство тех, кто предлагает нам совместную работу, боятся конкуренции с крупными сетями, – говорит Павел Кравцов, начальник отдела франчайзинга «Аромы». – В ближайшие три – пять лет сети будут расти, и одиноко стоящему магазину в любом случае придется примкнуть к одной из них».

Единоразовые инвестиции франчайзи в открытие магазина под вывеской «Ароматный мир» площадью 100 кв. м, по подсчетам Павла Кравцова,составляют около $70 тыс. При этом партнер «Аромы» платит только за оборудование и подключение к единой информационной системе. Согласно расчетам затраты франчайзи «Ароматного мира» должны окупиться через 16 – 20 месяцев.

В компании «Фелма», управляющей столичной сетью дискаунтеров «Копейка», франчайзинговое направление пока считается экспериментальным. Единственная франчайзинговая «Копейка» принадлежит партнерам «Фелмы», решившим попробовать себя в розничной торговле. «Сейчас наши франчайзи показывают неплохие результаты, однако окончательные выводы о перспективности для нас этой программы делать рано», – считает Артур Аглинскас, руководитель проекта «Франчайзинг».

Возможность стать франчайзи «Копейки» – удовольствие куда более ресурсоемкое, чем в случае с «Аромой». Приблизительные расходы на открытие магазина, соответствующего стандартам столичной сети, представитель «Копейки» оценивает в $500 тыс. Сейчас в «Фелме» рассматривают вариант подготовки франшизного соглашения на открытие так называемых соседских магазинов, чья торговая площадь не превышает 350 кв. м. Расходы на открытие такой «Копейки» будут значительно меньше – около $200 тыс.

О начале продажи прав на использование торговой марки объявила и крупнейшая в стране сеть дискаунтеров «Пятерочка». В Санкт-Петербурге и Москве компания намерена расширяться самостоятельно. Франшизу «Пятерочка» предлагает региональным партнерам. Стоимость франшизы и сумма роялти не разглашаются, однако известно, что только переоборудование одного магазина с торговой площадью 800 кв. м под стандарты «Пятерочки» обойдется региональным партнерам питерской сети в $100 тыс. – $300 тыс. Между тем бизнес-схема развития «Пятерочек» предполагает не просто открытие отдельного магазина, а организацию сети. При этом, по словам вице-президента по развитию Михаила Лапина, компания не может пожаловаться на недостаток потенциальных франчайзи. «Мы можем с большой степенью уверенности говорить о том, что франчайзинговые магазины в таких городах, как Тюмень, Екатеринбург, Нижний Новгород, откроются уже в этом году», – рассказывает Лапин.

 

Сами с усами

«Появление в ритейле сразу нескольких франчайзинговых программ – свидетельство того, что наши предприниматели наконец оценили эффективность франчайзинга как одного из способов ведения бизнеса, – считает Александр Майлер, президент Российской ассоциации развития франчайзинга (РАРФ). – Кроме того, сейчас уже можно говорить о появлении собственных бизнес-технологий, которые могут быть востребованы в регионах».

По идее самостоятельные торговцы, которым становится все более неуютно рядом с быстрорастущими розничными сетями, должны приветствовать появление франчайзинговых программ обеими руками. Однако независимые магазины не торопятся платить за право назваться «франчайзи», и не только из-за отсутствия свободных средств. «Франчайзинг – это партнерские отношения, предполагающие максимальную информационную открытость, – говорит Александр Майлер, – в России, как правило, приняты несколько иные схемы ведения бизнеса. Еще одна причина – особый менталитет отечественных предпринимателей, пока готовых платить только за материальные приобретения, которые во франчайзинге являются далеко не самым существенным моментом».

Точку зрения президента РАРФ подтверждает и Олег Леонов, президент компании «Юнилэнд». По его инициативе в этом году был запущен проект, цель которого – объединение под одной торговой маркой «Юнисам» независимых магазинов Москвы, Санкт-Петербурга и крупных российских городов. «Больше половины всех владельцев магазинов, которым мы предлагали принять участие в нашем проекте, решили, что им это неинтересно и что они могут успешно развиваться самостоятельно», – говорит Леонов.

Вместе с тем «Юнилэнд» дает владельцам магазинов хорошую возможность оценить важность именно интеллектуальной составляющей франчайзинга. При этом участники проекта изначально не платят за свое в нем участие. Финансировать реализацию франчайзинговой программы будут поставщики, взамен получающие право определять ассортимент своей позиции в «Юнисамах».

Идея попробовать сейчас, а заплатить потом тем не менее понравилась многим. За несколько месяцев в программе «строительства» сети «Юнисам» согласились участвовать более 70 торговых предприятий Москвы и Санкт-Петербурга.

Начальный этап проекта «Юнисам» рассчитан на девять месяцев. За это время, как считает президент «Юнилэнда», за счет оптимизации ассортимента и централизации процесса управления оборот магазина сможет увеличиться на 30 – 40%. По истечении этого срока независимые магазины, увидевшие все преимущества и недостатки совместной работы, будут принимать окончательное решение о подписании договора франчайзинга.

«Проект «Юнилэнда» наиболее близок к схемам, по которым работают с независимыми торговцами крупные западные сети, например Rewe и Edeka, – рассказывает Олег Войцеховский, руководитель исследовательского отдела компании «Русский проект». – За возможность работать по технологиям и под вывеской сети магазин ничего не платит. Просто согласно договору он обязан делать определенную часть своего оборота (60 – 70%) на товарах, заказываемых из распределительных центров компании».

Насчет перспектив развития классического франчайзинга в рознице у представителя «Русского проекта» есть серьезные сомнения. «Если схема, которая предусматривает плату за вход и роялти, не работает там, здесь она не пойдет тем более», – считает Войцеховский. 

Еще по теме