Top.Mail.Ru
архив

Бизнес, на выход!

Пока чиновники твердят нам, что кризис чуть ли не пройден либо вот-вот будет позади, данные по отдельным отраслям говорят абсолютно обратное.

Падает промышленное производство, идут сокращения на предприятиях, падает покупательная способность. Все это происходит на фоне очередных антирекордов по нефтяным ценам и курсу рубля. Но чиновники и бизнесмены от государства этого как будто не замечают: один из самых высокооплачиваемых топ-менеджеров России, глава ВТБ Андрей Костин, вообще засомневался в целесообразности кредитования предприятий малого и среднего бизнеса. Правда, потом в прессе появилась информация, что его слова неверно истолковали и цитата, дескать, вырвана из контекста. Но сути дела это не меняет, и все явственнее ощущается, как госменеджеры отдаляются от, как принято сейчас говорить, реального сектора экономики. А проще говоря — от коммерческих компаний без госучастия, которые существуют в конкурентных, а не тепличных условиях. Действительно, госменеджеры живут в какой-то параллельной реальности, где дефолт невозможен, так как в любом случае поможет государство, долги можно простить, а выделенные государством на кредитование того самого реального сектора деньги — прокрутить на валютном рынке, при этом еще и зафиксировав рекордный убыток по данным сделкам. Для них действительно никакого кризиса как не было, так и нет. Но для тех компаний, которые работают в нормальных рыночных условиях, нынешний кризис уже превзошел по драматичности события 2008 г. До дефолтного 1998 г. нам еще далеко. Но все это лишь пока — пока масштабные проблемы во всех отраслях российской экономики не перерастут в масштабные увольнения, а они, в свою очередь, не сожмут еще больше и так изрядно похудевший потребительский спрос. По какой-то неведомой причине никто сейчас не хочет признаваться, что проблемы в российской экономике нарастают как снежный ком. И все разговоры об импортозамещении — это не более чем пустой звук, так как сколько-нибудь ощутимых результатов в этой работе удалось добиться лишь в сельском хозяйстве. Конечно, может случиться чудо, и цены на нефть в наступающем 2016 г. вновь взлетят до $100 за баррель, население вновь начнет скупать недвижимость впрок, российские туристы вновь будут выстраиваться в очередь за путевками на Бали. Бизнес вновь заработает, и не будет отбоя от заявок по приему на работу менеджеров по продажам. Но этот сценарий, скорее, фантастический, как и предположение, что с падением цен на нефть стоимость бензина на российских АЗС должна пойти вниз. В условиях резких колебаний валютных курсов бизнес еще долго после стабилизации рынка будет закладывать в стоимость своих товаров и услуг валютные риски.

Затяжное пике СУ

Санация СУ‑155 продемонстрировала, что размер бизнеса на строительном рынке вовсе не является гарантией надежности компании. Будучи еще в прошлом году крупнейшим девелопером, компания Михаила Балакина сегодня распродает активы и передает объекты другим подрядчикам. Источник «Ко», близкий к правительству Московской области, утверждает, что в сложном финансовом положении сейчас оказались практически все крупные застройщики: с одной стороны, падают объемы продаж и цены, с другой — растет стоимость строительных материалов и заемных средств. В этих условиях топ-менеджер одной крупной девелоперской компании (входит в Топ‑10) признался «Ко», что если нынешняя ситуация продлится еще два-три месяца, то они вынуждены будут обратиться за финансовой помощью к государству либо последовать примеру СУ‑155. «Исходя из моего общения с застройщиками, при заверении уступки прав по ДДУ ситуация критическая. Требования к инфраструктуре ужесточаются, финансирование происходит по заоблачным ставкам, продажи на 80% состоят из ипотеки по субсидированной ставке. Застройщики новые проекты не начинают, некоторые думают о продаже земельных банков крупным компаниям и уходе с рынка», — говорит представитель Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Алексей Комаров. Но проблема в том, что продать землю сейчас практически невозможно, тем более — вернуть за счет продажи кредиты, полученные на ее приобретение. Ситуация патовая, и все с ужасом ожидают, что в наступающем году положение еще больше ухудшится. «Статистика за 2015 г. показывает, что количество застройщиков‑банкротов возросло на 30% по сравнению с 2014 г. (по данным Единого федерального реестра сведений о банкротстве (ЕФРСБ) и Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК). В одной только Московской области проблемных застройщиков более сотни», — констатирует заместитель председателя Московской коллегии адвокатов «Арбат» Игорь Зиневич. «Если говорить о рынке в целом, то в 2016 г. до 30% застройщиков могут поменять собственников. Скорее всего, новыми владельцами станут либо банки, либо инвестиционные компании, — добавляет генеральный директор компании „НДВ‑Недвижимость“ Александр Хрусталев. — Мы видим, что до банкротства стараются дело не доводить. Даже если проект уже не может заинтересовать своей экономикой, проблема решается. Подключается губернаторский корпус, осуществляется поиск инвестора, а затраты компенсируют за счет предоставления компенсационных площадок и пр.». Но абсолютно очевидно, что спасать всех поголовно государство не намерено: не хватит ни средств, ни административного ресурса, чтобы заставить других девелоперов взять на себя обязательства по достройке проблемных объектов.

С учетом сложной экономической ситуации, я сомневаюсь, что государство сможет провести санацию крупнейших девелоперов, на это вряд ли хватит средств. Поэтому, на мой взгляд, судьба застройщика, оказавшегося в затруднительном финансовом положении, будет зависеть исключительно от Government Relations, то есть связей с государственными структурами.

— заключает управляющий партнер «Метриум групп» Мария Литинецкая

Не прокатило

Уходящий год запомнится большинству автопроизводителей стремительным падением рынка продаж, вынужденными мерами по преодолению кризиса и сильным сокращением общего уровня прибыли. «В условиях быстрого падения курса рубля за последний год, российский авторынок впал в кризис: продажи в среднем снизились на 30–35% по сравнению с прошлым годом, при этом цены на автомобили выросли на 25–30%», — говорит директор департамента продаж ГК «Автоспеццентр» Александр Зиновьев. Автопроизводители, стремясь сохранить свои позиции на рынке, предпринимают множество усилий для привлечения клиентов, но серьезно сдерживать рост цен на продукцию не способны — он слишком сильно зависит от курса рубля и доллара.

Рынок упал более чем на 45%, и некоторые автопроизводители будут пытаться сохранить ценовую политику за счет снижения издержек и маркетинговой активности. Скорее всего, непроданный сток автомобилей позволит сохранить старые цены перед новогодним повышением.

— добавляет основатель российского онлайн-аукциона автомобилей Magnumcar Сергей Дырин

Основным методом привлечения покупателей становится вывод на рынок новых бюджетных моделей, как сделали Kia и Toyota, со специальными акциями и предложениями, такими как бесплатное техническое обслуживание. Так, например, в BMW при покупке автомобиля 3‑й серии клиент получает бесплатное ТО на 100 000 км без ограничений по году. Однако при всех стараниях крупнейших автопроизводителей и их дилеров рынок сохраняет негативные тенденции — уровень продаж неизменно снижается. «В условиях возрастающего кризиса на российском авторынке может показаться естественным и полный уход крупных автомобильных брендов из России. Так поступил в середине уходящего года концерн General Motors, приостановив продажи бренда Opel на территории России. Однако не стоит ожидать подобных мер и от остальных автопроизводителей — представители крупнейших автодилеров уже заявили, что имеют четкую стратегию выживания в кризис в будущем году», — отмечает Александр Зиновьев.

Думаю, мало шансов на выживание у непопулярных премиальных брендов: Acura, Cadillac, Dodge. Они не смогли завоевать рынок еще до кризиса, в России эти марки не прижились.

— дополняет Сергей Дырин

По его словам, помимо ухода отдельных марок, есть риск закрытия до 30% дилеров, которые плохо продавали свои автомобили и до кризиса. Ввиду того, что в уходящем году произошел обвал рынка новых автомобилей, покупатели переключились на сегмент подержанных машин. Поэтому выживут те дилеры, которые, кроме новых автомобилей, станут предлагать и подержанные. «Лучше всего себя будут чувствовать большие компании с портфелем брендов, имеющих производственные площадки в России. Самое сложное положение у монобрендовых салонов в регионах, скорее всего, они будут уходить с рынка и перепрофилироваться под универсальные СТО и площадки для продажи автомобилей с пробегом», — дает мрачный прогноз на следующий год региональный директор «Русского автомотоклуба» Николай Степанов.

И их осталось 200

Несколько лет назад среди банковской элиты ходил апокалиптический прогноз, что в результате повышения требований ЦБ к капиталам банков в скором времени на рынке может остаться не более 200 кредитных организаций. Тогда мало кто всерьез относился к этим предсказаниям, но в период нынешнего кризиса и зачистки банковского рынка ведомством Эльвиры Набиуллиной самые мрачные прогнозы начинают сбываться. «С точки зрения рациональности ЦБ действует достаточно верно. Если проследить развитие банков, лишившихся лицензии в последний год, становится ясно, что лицензии по большому счету отобрали за дело. Вместе с тем, частые отзывы лицензий и крайне невнятное объяснение этого в совокупности негативно влияют и на банковский рынок, и на потребителей банковских услуг — как „физиков“, так и „юриков“, — отмечает руководитель управления анализа валютных рисков Dukascopy Bank SA Евгения Абрамович. — Кроме того, в действиях ЦБ видна определенная поспешность — складывается ощущение, что у регулятора действительно есть план сокращения количества банков до какого-то минимума, и он упорно идет к этой цели, ничего никому не объясняя». В 2014 г. были отозваны лицензии у 75 банков, в 2015 г. — у 91 банка (по состоянию на 17 декабря).

Думаю, что эта тенденция — увеличение количества банков, уходящих с рынка, — не только не изменится в будущем году, но даже усилится. Хотя, конечно, точную цифру назвать сложно.

— руководитель программы «MBA — Банковский менеджмент» бизнес-школы «Мирбис» Владимир Григорьев

Кто-то говорит, что 100 уйдет (банков в 2016 г. — Прим. «Ко»), кто-то, что 100 останется. Мне кажется, нет смысла называть абсолютные цифры, тем более, что прогноз зависит от цен на нефть, курса доллара и других параметров экономики, предсказать которые невозможно, поскольку они сильнее всего зависят не от общих тенденций развития экономики, а от решений конкретных людей.

— констатирует Юлий Гольдберг, директор по работе с финансовым сектором компании «SAS Россия/СНГ»

 Хотя не исключено, что активность ведомства Эльвиры Набиуллиной в значительной степени будет зависеть от того, насколько оперативно и в полной мере станет пополняться фонд АСВ, который в результате последних карательных действий ЦБ фактически исчерпан. Владимир Григорьев считает, что ЦБ можно было бы и поумерить свой пыл, сосредоточившись не на расчистке банковского сектора, а на превентивных и профилактических мероприятиях, исключающих вывод средств из банков. Во‑первых, фонд АСВ — не резиновый, его может и не хватить, и государство в условиях кризиса явно не горит желанием тратить бюджетные средства на возмещение вкладчикам. Во‑вторых, кроме клиентов банков — физических лиц, есть еще клиенты банков — юридические лица, которым никто ничего не гарантирует, а их потери — это платежи контрагентам, текущие расходы, платежи в бюджет, заработная плата сотрудникам.

Не нужен нам берег турецкий

Закрытие наиболее популярного у российских туристов в зимний период египетского направления, а затем и турецкого, привело к серьезным проблемам для туроператоров. Фактически полностью перекроен рынок новогодних туров. «Конечно, из-за отсутствия аналогичных предложений в такой же ценовой категории по системе „все включено“ туристов становится меньше. Но те, кто все-таки решил отдохнуть за границей, выбирают Кипр, ОАЭ, Индию, Гоа, Таиланд, Вьетнам и Доминикану», — говорит руководителя отдела продаж туров «Туту.ру» Мария Чупина. «Кипр мог бы стать заменой Египту и Турции, однако сейчас там откровенно не сезон. Неплохой ближней альтернативой остается Израиль, тем более, что власти этой страны уже заявляли о готовности субсидировать отдых российских туристов, — добавляет директор „Связной трэвел“ Алексей Дорош. — Много сейчас предложений по Вьетнаму и Гоа, часть из них — по абсолютно демпинговым ставкам, что опять несет угрозу для туристов: они могут столкнуться с проблемами в случае банкротства турфирмы или неуплаты отелям». Но операторы, которые специализировались на Турции и Египте, несут существенные издержки. На туристическом рынке вслух говорить об этом не принято, но компании могут оказаться под серьезным финансовым давлением, в особенности если в их капитале присутствуют турецкие инвесторы, путь которым на российский рынок заказан. На бюджетном турецком направлении лидировали крупнейшие российские туроператоры с турецким капиталом — Pegas Touristik, Anex Tour, Coral Travel и Brisco, перечисляет исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. У Brisco туры в Египет и Грецию составляли до 90% всех продаж, и пока заменить их нечем. Новые направления компания обещает предложить лишь в начале 2016 г. У «Натали турс» доля Египта составляла порядка 50%, сейчас компания переориентируется на поездки в Индонезию, Испанию, Таиланд, Грецию и в ОАЭ. Но все эти направления существенно дороже Египта, и там нет так полюбившейся российским туристам системы «все включено». Поэтому по итогам новогодних праздников ведущие российские туроператоры недосчитаются значительной части клиентов. Кроме того, «происходит значительный переток туристов от туроператоров к сайтам самостоятельного бронирования и агрегаторам, где можно найти более дешевые предложения», — отмечает генеральный директор интернет-сервиса «Давай сравним» Елизавета Зайцева. Это означает, что туроператоры, специализировавшиеся в прошлом на Турции и Египте, как минимум сократят долю рынка, а как максимум — вынуждены будут его покинуть. «Да, мы ждем дальнейшего сокращения рынка за счет маленьких и средних компаний. В марте было заметно сокращение на 50% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. А в течение года — еще на 20%. Да, рынок переживает тяжелый период: кризис, падение доходов населения, цены при этом растут, причем на внутреннем рынке тоже. Люди ездят меньше, дешевле, реже. Уход двух массовых направлений на неопределенный период, конечно, влияет на доходность. Но все это в сочетании пока не фатально», — заключает Майя Ломидзе.

На «вылет»

Банкротство «Трансаэро» можно сравнить по масштабам разве что с санацией СУ‑155. Столь крупный перевозчик еще никогда не уходил с российского рынка. Особых проблем у пассажиров эта ситуация не вызвала, но вовсе не благодаря действиям Росавиации, которая передала маршруты «Аэрофлоту», а в основном из-за спада на туристическом рынке. «Сингапурское направление перешло от „Трансаэро“ к „Аэрофлоту“, по нему компания давно не летает и не спешит его открывать, поскольку конкурировать там с „Сингапурскими авиалиниями“ не имеет смысла», — считают в компании Travely. «Трансаэро» была крупной компанией, но была вынуждена уйти из-за глобальных ошибок, допущенных с самого начала, — это наращивание флота путем скупки наиболее дешевых старых бортов по всему миру, демпинг цен на билеты для увеличения объема перевозок с целью вступления в крупнейший мировой авиаальянс — и, как следствие, выросших долгов по кредитам. При этом сначала государство готово было поучаствовать в судьбе «Трансаэро», но, когда вскрылись истинные размеры дыры в бюджете компании, ее оказалось проще отпустить, нежели продолжать вытягивать из долгового болота. «В первую очередь под угрозой ухода с рынка находятся компании, у которых слабая маршрутная сеть, а основной вид перевозок — туристические чартеры. Вслед за „Трансаэро“ закрылась „Когалымавиа“ („Метроджет“), самолет которой разбился в Египте. Не очень хорошие перспективы у „ВИМ-авиа“, очень плачевная ситуация у „ЮТэйр“, поскольку они по-прежнему живут на дотации государства», — констатируют в Travely. После того как «Аэрофлот» пытался поглотить «Трансаэро», заговорили о возможности возвращения к «советской монополии» на рынке авиаперевозок. Мало кто сомневался, что «Аэрофлот» постепенно вытеснит мелких игроков с наиболее интересных и маржинальных направлений, если займет значительную долю рынка.

Предпосылок для образования монополии нет, так как пассажиропоток сбалансирован между несколькими компаниями, и переварить его сейчас нет возможности ни у одного участника рынка. В текущей ситуации компании ведут борьбу не за монополию, а за самые маржинальные направления.

— полагает директор управления по развитию бизнеса направления «Финансовый консалтинг» группы компаний SRG Александр Дементьев