Top.Mail.Ru
архив

Бизнес в ермолке

Бизнес по сути своей вненационален, деньги пятой графы не имеют. Однако в свете истории с $40 млн, которые "Медиа-Мост" должен выплатить Внешэкономбанку, все чаще стали вспоминать о том, что владелец холдинга Владимир Гусинский является по совместительству еще и президентом Российского еврейского конгресса (РЕК). Как заметила политолог Ольга Крыштановская, глава "Моста" "найдет деньги в кругах, близких к этой организации".

Таким образом, о том, что фактор "еврейских денег" может сыграть важную роль в российском бизнесе, поддержав крупную частную компанию в ее противостоянии с государством, говорят уже не только постоянные посетители пятачка у Музея Ленина, но и представители истеблишмента. При этом понятно, что, предполагая подобное, едва ли уместно руководствоваться таблоидными мифами о несметных богатствах евреев-олигархов или о существовании в России могущественного и сплоченного еврейского лобби. Нужно быть очень большим поклонником газеты "Завтра", чтобы верить во все это.

Не все за одного

Крупные российские бизнесмены еврейского происхождения, к сожалению - или к счастью, - отнюдь не так богаты и сплочены, как это представляется некоторым оголтелым генералам и губернаторам. Достаточно вспомнить, что первопричиной нынешних бед Гусинского является не кто иной, как Борис Абрамович Березовский, очень недовольный тем, что "мостовские" СМИ поддерживают нелюбимых им Евгения Примакова и Юрия Лужкова. Правда, в том же РЕК помимо Гусинского и его партнера Бориса Хаита заседают еще и владелец "Альфа-групп" Михаил Фридман и глава "Российского кредита" Виталий Малкин. Последнему, конечно, для начала неплохо было бы разобраться с "роскредовскими" долгами. Сложно предположить, что он, забыв о собственных делах, ринется помогать своему коллеге по РЕК. У "Альфы" дела обстоят более благополучно. И в принципе отрицать вероятность того, что Фридман ссудит пару-тройку миллионов (долларов, разумеется) Гусинскому, нельзя. Впрочем, эти бизнесмены могли бы найти общий язык, даже не будучи членами РЕК.

Тем не менее трудно предположить, что глава "Моста", содействуя в январе 1996-го созданию конгресса, руководствовался исключительно соображениями благотворительности. Не случайно один мой знакомый, хорошо знающий кухню РЕК, обмолвился, что "Российский еврейский конгресс - это коммерческое предприятие Владимира Александровича".

И действительно, Гусинский уже немало извлек из своего президентства в РЕК. Начнем с того, что Мост-банк получил репутацию еврейского банка. В результате практически все бизнесмены соответствующего происхождения (люди, как несложно предположить, небедные) свои личные сбережения полностью или частично обязательно держали в "Мосте". Хотя справедливости ради отметим, что и "Мост", и "Альфу", и "Роскред" лишь с очень большой натяжкой можно назвать еврейскими банками. Национальность владельцев или совладельцев еще не показатель. Гусинский, Фридман и Малкин - в отличие от Ротшильда или основателя Republic National Bank Эдмонда Сафры - создавали свои банки не на еврейские деньги. Уж если на то пошло, то еврейским банком в России мог бы считаться не доживший до наших дней Первый профессиональный банк Генри Зингерманна. Или банк "Кредит-Москва", который, как поговаривают, учредили американские эмигранты.

Но кто сейчас помнит о Первом профессиональном или знает о существовании "Кредит-Москвы"? А Мост-банк - на слуху. Понятно, что причиной тому не только председательство Гусинского в РЕК. Но, кстати, во многом именно благодаря конгрессу "Мост" сумел усовершенствовать работу своей региональной сети. Дело в том, что на местах отделения РЕК возглавляют весьма предприимчивые люди. Результат естественного отбора. Ведь нужно уметь собирать деньги на поддержание общины, проведение религиозных праздников, мероприятий для молодежи и т.п., а стало быть, иметь связи среди местной бизнес-элиты. Немудрено, что "Мост" не преминул воспользоваться таким кадровым резервом и многие руководители региональных подразделений конгресса были приглашены на работу в филиалы банка.

"Мост" через РЕК

Кстати, сеть РЕК позволяет Гусинскому рассчитывать в нынешней ситуации и на некоторые финансовые ресурсы. Взять хотя бы главу питерского отделения конгресса Михаила Мирилашвили. Вместе со своим братом Константином он владеет крупнейшей в городе сетью казино. Наверняка у него найдется чем поддержать своего начальника по конгрессу - в обмен, скажем, на PR-услуги "Моста". Трудно предположить, что накануне губернаторских выборов Мирилашвили не испытывает потребности в обеспечении качественного PR для близких ему по духу кандидатов.

Как бы там ни было, Мирилашвили и другим региональным бизнесменам участие в работе конгресса дает возможность завязать контакты с олигархами и обрасти неплохими связями на федеральном уровне. Точно так же Владимиру Гусинскому статус руководителя российской еврейской организации позволяет рассчитывать на понимание со стороны состоятельных и влиятельных соплеменников за рубежом. В противном случае израильские правоохранительные органы, с некоторых пор крайне настороженно относящиеся к российскому бизнесу, вряд ли смирились бы с покупкой "Медиа-Мостом" 25% акций газеты "Маарив". А ведь не секрет, что именно благодаря этой сделке, а также расширению израильской сети вещания НТВ (чем "Мост", очевидно, также в немалой степени обязан посту своего руководителя в РЕК) Гусинский смог сыграть одну из ключевых ролей в ходе недавних выборов премьер-министра Израиля. И почему бы теперь "Мосту" не рассчитывать на поддержку победившего в результате этих выборов Эхуда Барака?

Тот наверняка замолвил за Гусинского словечко перед Владимиром Путиным в ходе недавней встречи в Осло. Кроме того, вполне возможно, что сейчас израильские власти помогут "Мосту" и в поиске денег. В частности, известно, что Израиль давно и довольно плодотворно сотрудничает с американским инвестиционным банком Lehman Brothers. Банк этот прославился тем, что первым начал судебные процессы против российских "собратьев": ОНЭКСИМа, Инкомбанка и "СБС-Агро". Не исключено, что аффилированные с Lehman структуры входят в число тех анонимных инвестиционных фондов, которые вроде бы изъявили желание приобрести до 15% акций одной из компаний, входящих в "Медиа-Мост". Но заметим, что для облегчения участи "Моста" Lehman Brothers достаточно просто отказаться от своих претензий, скажем, к "СБС-Агро". Думается, радеющий за этот банк Борис Березовский в таком случае будет уже не столь рьяно добиваться финансового краха Владимира Гусинского.

Почем опиум для народа

Впрочем, наивно было бы полагать, что только владелец "Медиа-Моста" обладает возможностью зарабатывать на национальной самоидентификации и "еврейских деньгах". Нельзя забывать, что в Россию ежегодно приходят десятки миллионов долларов по каналам различных еврейских благотворительных и общественных организаций. Это прежде всего американский фонд Joint (полное название - American Jewish Joint Distribution Committee), Еврейское агентство ("Сохнут"), религиозное движение "ХАБАД Любавич". Поступает помощь и от отдельных спонсоров - вроде братьев Райхманнов (владельцев Olympia and York Industrial Development Company) или швейцарского раввина Авраама Гаста.

А поскольку в силу вполне очевидных причин до конца 80-х общинной инфраструктуры как таковой в России не существовало, многое пришлось создавать с нуля. И благодаря этому некоторые российские строительные фирмы получили возможность освоить миллион-другой из благотворительных "еврейских денег": на реконструкции синагог, строительстве общинных центров и т.п.

Наконец, потребность в привлечении к общинной жизни как можно более широких масс еврейского населения заставляет упомянутые организации выделять значительные средства на пропаганду. Как на прямую агитацию - вроде печатания книг, буклетов, календарей, так и на косвенную - проведение молодежных семинаров, дискотек, праздников и т.д. О размерах этих затрат говорит тот факт, что, скажем, "ХАБАД Любавич" в 1992 году для проведения праздника Ханука арендовал Кремлевский Дворец съездов. Joint уже второй год подряд финансирует молодежное празднование еврейского Нового года в "Рэдиссон-Славянской".

К слову сказать, не исключено, что как раз заинтересованность общинных активистов в доступе к мощным пропагандистским ресурсам обеспечила Владимиру Гусинскому столь значительное усиление позиций в российском еврейском сообществе. Однако владелец "Медиа-Моста", видимо, забыл старую байку о том, что там, где есть два еврея, всегда существует три различных точки зрения. Его дружба с Эхудом Бараком, очевидно, вызвала недовольство у "ХАБАДа", который в силу целого ряда историко-религиозных причин имеет весьма натянутые отношения с руководством Государства Израиль. И уж тем более этому достаточно фундаменталистскому религиозному движению трудно примириться с атеистичными израильскими левыми, которых и представляет Барак. К тому же "ХАБАД" давно мечтает расширить свое присутствие в Белоруссии, где, собственно, в XVIII веке это движение и зародилось. Гусинский, как известно, у тамошнего президента Александра Лукашенко не в почете и поэтому ничем тут помочь не может. Тогда как другой медиа-магнат еврейского происхождения Борис Березовский, напротив, дружен с Александром Григорьевичем.

"Наш пострел... или и снова Березовский"

Поэтому "Ко" склонен доверять своим источникам, утверждающим, что несколько месяцев назад российские лидеры "ХАБАДа" начали искать контактов с Борисом Березовским. Тот хотя и придерживается с некоторых пор иного, нежели "хабадники", религиозного исповедания, тем не менее взял под свою неформальную опеку их идею о создании альтернативной РЕК Федерации еврейских общин России (ФЕОР). Понятно, что в данном случае Березовский руководствовался отнюдь не только "альтруистическим" желанием насолить Гусинскому по еврейской линии. Связи с "ХАБАДом" открывают Березовскому доступ к ресурсам богатейших общин США и Швейцарии. (В этой связи нелишне, кстати, отметить, что в свое время движение "ХАБАД" активно спонсировал Арманд Хаммер).

Но есть еще один аспект. Сейчас все еврейские общины Европы - в том числе и российская - готовятся к распределению средств из так называемого Швейцарского фонда помощи нуждающимся жертвам Холокоста. (Холокост - геноцид евреев в ходе второй мировой войны. Швейцарский фонд сформирован из средств, отобранных фашистами у своих жертв и хранившихся до недавнего времени в швейцарских банках.) Общий объем фонда, по некоторым оценкам, составляет $1,3 млрд. Российская община может рассчитывать примерно на 10% от этой суммы.

Понятно, что, прежде чем деньги фонда поступят к пострадавшим, они непременно пройдут через российский банк. Вопрос только в том, через какой именно. До недавнего времени у "Моста" - опять же в силу связей с РЕК - был шанс замкнуть обслуживание российской квоты фонда на себя. Но появление ФЕОР несколько разрушает монополию РЕК, а стало быть, и Гусинского на право быть главным опекуном российской общины. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Кроме того, по весьма странному стечению обстоятельств в российских СМИ появилась информация о том, что Гусинский, дескать, собирается стать президентом Всемирного еврейского конгресса (ВЕК). От человека, находящегося в здравом уме и доброй памяти, подобного ожидать сложно. Нынешний глава ВЕК Леонард Лаудер, конечно, проиграл Гусинскому битву за "Маарив". Но, во-первых, для владельца Estee Lauder это был все же бой местного значения. Во-вторых, владелец "Медиа-Моста" тогда был побогаче, чем сейчас (даже входил в рейтинг Forbes, чего сейчас не наблюдается). Ну и в-третьих, в международном еврействе найдутся фигуры, у которых, перефразируя известную поговорку, и труба повыше, и дым погуще, чем у Гусинского. Взять хотя бы упоминавшегося выше Эдмонда Сафру, у которого в связи с продажей Republic британской HSBC Group образуется масса свободного времени и денег.

Тем не менее шумиха, поднятая российской прессой, заставляет руководителей ВЕК все же рассматривать Владимира Гусинского как потенциального конкурента, усиления которого допускать нельзя. И поскольку мнение ВЕК, очевидно, будет учитываться при выборе банка, распределяющего средства фонда в России, шансы "Моста" получить более $100 млн из швейцарских средств заметно снижаются. Зато ФЕОР в принципе в состоянии пролоббировать назначение в качестве агента фонда банка, близкого к Березовскому.

Оказывается, в дореволюционном российском бизнесе тоже был Борис Абрамович. Только фамилия его была Каменка. Крупный банкир. В 1910 - 1917 годах возглавлял Азовско-Донской банк. Активно участвовал в деятельности Еврейского колонизационного общества, созданного для организации переселения евреев из России в страны Южной и Северной Америки.

Впрочем, далеко не все тогдашние предприниматели еврейского происхождения были столь пессимистично настроены в отношении перспектив еврейской жизни в России. Например, Лазарь Поляков - владелец некоего подобия современной ФПГ, в которую входили Петербургско-Московский, Московский международный торговый и Южно-Русский промышленный банки, а также Московское товарищество резиновых изделий, Московское лесопромышленное товарищество, Ленское золотопромышленное и пр., -финансировал строительство синагоги на Большой Бронной в Москве.

Отец Лазаря - Самуил Поляков в 1870 году выделил деньги на постройку лицея в память цесаревича Николая на Крымской площади в Москве и железнодорожного училища в Ельце. Тем самым Поляков-старший содействовал подготовке кадров для своих предприятий. Ведь он являлся учредителем и владельцем Курско-Азовской, Козловско-Воронежско-Ростовской, Царскосельской, Оренбургской железнодорожных компаний.

Хотя закон, разрешающий богатым купцам-евреям селиться за пределами черты оседлости, вышел лишь в 1859 году, уже в конце XIX - начале XX веков в России было немало богатых еврейских семей, которые вели дела как по всей империи, так и за рубежом. Взять хотя бы Гинцбургов. В 1859 году они основали в Петербурге крупнейший в России банкирский дом "И.Е. Гинцбург" с филиалом в Париже. Активно вкладывались в золотодобывающую промышленность. С начала 70-х годов до 1912 года контролировали Ленское золотопромышленное товарищество. В 1895 году Гораций Гинцбург стал одним из учредителей Российского золотопромышленного общества.

Кстати, Гораций же финансировал строительство синагоги в Петербурге. Был одним из инициаторов создания Петербургской еврейской общины. В 1887 году приглашался экспертом в комиссию для рассмотрения законодательства о евреях. Состоял членом совета торговли и мануфактур. До 1892 года, когда было запрещено участие евреев в городском самоуправлении, состоял гласным Петербургской городской думы.

Нельзя не упомянуть и Высоцких, чье товарищество "Высоцкий и Ко" было одной из ведущих российских фирм, занимавшихся развеской и розничной продажей чая (в частности, Высоцкие являлись поставщиками двора Великого князя Николая Михайловича). Чай закупался в Китае, Индии, на Цейлоне и на острове Ява как через комиссионеров, так и собственными торговыми агентами фирмы. Для расчетов с поставщиками товарищество кредитовалось и в России, и в Европе.

Были также сахарозаводчики Бродские и Моисей Гальперин (с последнего, например, начался широкий экспорт сахара в Финляндию и Норвегию), Илья Липский, владелец пивоваренного завода в Вильно, чья продукция в 1900 году была удостоена золотой медали на Международной выставке в Париже.

Понятно, что далеко не всё и не всегда у упомянутых личностей шло гладко. Банкирский дом Гинцбургов в 1892 году обанкротился. А в 1912 году после знаменитого Ленского расстрела они были вынуждены выйти из состава Ленского золотопромышленного товарищества. Примерно в то же время пришли в расстройство дела Лазаря Полякова.

Редкий предприниматель не совершает ошибок, хотя порой они могут оказаться роковыми. Во всяком случае, эти люди старались зарабатывать деньги, продавая товары и услуги, а не получать их "на халяву", используя связи в столь переменчивых высших сферах. Так что Владимир Гусинский или Борис Березовский должны быть благодарны Владимиру Ленину. Не будь октябрьского переворота, "еврейскими деньгами" в России распоряжались бы не они.

Еще по теме