Top.Mail.Ru
$ 59.60
£ 71.43
¥ 43.96
 62.23
 8.73
Нефть WTI 89.69
GOLD 1770.29
РТС 1164.57
DJIA 33980.32
NASDAQ 12938.12
BTC/USD 23548.00
политика

Бизнес заинтересовался «Демографией» и «Образованием»

София Малявина. Фото: пресс-служба «Национальные приоритеты» София Малявина. Фото: пресс-служба «Национальные приоритеты»

В 2018–2019 годах в России стартовали 14 национальных проектов, реализация которых рассчитана до конца 2024 года. О том, каких результатов удалось добиться и как бизнес участвует в реализации нацпроектов, «Компании» рассказала гендиректор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина.

София, «Национальные приоритеты» призваны популяризировать нацпроекты. Изменилась ли актуальность нацпроектов в новой экономической реальности? Для кого их реализации важнее — для бизнеса, граждан или исключительно властей?

— В самом названии «нацпроекты» заложен ответ: это не проекты государства, а проекты нации. Они разработаны для того, чтобы открыть для всех россиян дополнительные возможности. Это может быть материальная помощь семьям с детьми в рамках нацпроекта «Демография» или курсы профессиональной переподготовки по нацпроекту «Образование». Кроме того, человек может принимать активное участие в реализации программ, став волонтером. У нас уже больше 10 миллионов человек хотя бы раз участвовали в волонтерских проектах. То есть это по-настоящему национальные проекты — то, что объединяет россиян и делает их причастными к достижениям государственного масштаба.

Тем не менее бизнес — один из главных интересантов нацпроектов?

— В этом году мы впервые составили рэнкинг «Наш вклад», отражающий участие бизнеса и НКО в нацпроектах. Всего в нем приняли участие 157 проектов, в список финалистов рэнкинга вошла 71 российская компания. Семь из них — это госкорпорации, 24 представляют крупный бизнес, 8 — малый бизнес, 5 — средний бизнес и 27 некоммерческих организаций.

Самые популярные национальные проекты для бизнеса — это «Образование», «Экология» и «Демография». При этом более 60% участников рэнкинга делают акцент на финансировании социальных инициатив: компании инвестировали в них более 4 млрд рублей только в 2021 году. Но исключительно деньгами участие не ограничивается: это организационная, административная и содержательная помощь. Вот отреставрировали в городе набережную — теперь это красивое место для прогулок горожан, вокруг которого активно растет малый бизнес: кафе, точки проката самокатов и велосипедов, продажа мороженого… То есть запускается цепочка позитивных перемен, от которых в итоге выигрывает и бизнес.

Мы надеемся, что список участников рэнкинга будет расти. Его методика открытая, проаудированная компанией KPMG (сейчас это российская компания Kept, с которой мы продолжаем сотрудничество).

Участие в рэнкинге — это социальная миссия или что-то большее?

— Вместе со статусом партнера рэнкинга компании получают медийную и маркетинговую поддержку для продвижения тех или иных инициатив, чтобы как можно больше людей включалось, пользовалось бонусами инфраструктурных программ.

В каких регионах самые активные участники нацпроектов?

— Рекордсмен — Мурманская область с 57 проектами. Чуть уступают ей Красноярский край (53 проекта), Кемеровская область (47 проектов) и Москва, Краснодар, Пермь, Томск, где по 46 проектов. Часть этих программ — федеральные, остальные — локальные.

На первый взгляд, список удивительный, с учетом природных особенностей перечисленных регионов. Но если принять во внимание, что здесь сосредоточены интересы крупного бизнеса, и Русский Север вырывается в последние годы в лидеры по туризму, то статистика становится понятной.

Сегодня многие россияне открывают для себя страну заново. Какими сервисами, созданными в рамках нацпроекта «Туризм», сегодня могут воспользоваться путешественники?

— Во-первых, был запущен портал russia.travel, где собраны все туристические маршруты, — от популярных этим летом бюджетных автомобильных поездок до туров от путешественников-экспертов — с подбором отелей, достопримечательностей.

Сейчас совместно с Ростуризмом начинаем продвигать маршруты выходного дня и показывать людям, куда они могут съездить из родного города на несколько дней, — это незатратно, но очень расширяет кругозор и улучшает качество жизни.

В разработке 24 национальных маршрута. На ПМЭФ-2022 была презентация первых пяти: «Государева дорога» (Москва — Санкт-Петербург), «Жигулевские выходные» (Самарская область), «Здесь начинается день» (Сахалин), «Сибирские каникулы» (Красноярский край, Республика Хакасия, Республика Тыва), «Кузбасс — огонь в сердце» (Кемеровская область).

Эти туры можно купить пакетом в турагентствах, а можно организовать поездку самостоятельно, посмотрев описание маршрута на сайте russia.travel.

Во-вторых, большое значение имеет запуск внутрироссийских чартерных программ, что позволило удешевить путешествия. Сегодня субсидированные перевозки доступны в Грозный, Махачкалу, Казань, Тобольск, Горно-Алтайск, Петрозаводск, Калининград, на Сахалин, Камчатку и во Владивосток.

В этом году особую популярность набирают мультимодальные поездки, они предусматривает продажу единого билета на сложный маршрут, например самолет — автобус или поезд — автобус, для того чтобы можно было без проблем добраться до юга России, даже до Абхазии.

Наконец, программа туристического кешбэка, которая очень востребована. В этом году можно было вернуть до 50% стоимости детской путевки — у нас были раскуплены все места в детских лагерях до даты официального завершения продаж, поэтому программу пришлось закрыть раньше срока.

Не все регионы оказались готовы к резко возросшему туристическому потоку. Как решается этот вопрос?

— Развитие инфраструктуры — это одно из основных направлений нацпроекта «Туризм». Он предусматривает инвестиции в строительство новых отелей и достройку транспортной и инженерной инфраструктуры там, где ее не хватает. Также выдаются гранты малому бизнесу.

Всего для развития туристической инфраструктуры в регионах выделено 3,5 млрд рублей в виде грантовой поддержки. Они пойдут именно на создание кемпингов, глэмпингов, автокемпингов, обустройство пляжей и формирование доступной туристической среды для инвалидов.

В России сейчас нарастает кадровый дефицит, и один из федеральных проектов, который призван решить эту задачу, — «Профессионалитет». Расскажите, как именно он поможет сформировать приток высококвалифицированных работников в страну?

— «Профессионалитет» — новая стратегическая инициатива правительства, которая вышла из нацпроекта «Образование». Она подразумевает в том числе переоснащение мастерских в колледжах. Планируется, что к 2024 году будет переоборудовано в соответствии с современными стандартами 5000 мастерских. Обучающие программы корректируются таким образом, чтобы производство получало готового специалиста, которого не требуется доучивать. Результатом коллаборации бизнеса и образовательной системы должно стать сокращение времени обучения на 40%, то есть через 2–2,5 года компания может получить специалиста с релевантными навыками.

София Малявина, Национальные приоритетыФото: пресс-служба «Национальные приоритеты»
Иными словами, те компании, которые подключаются к этой программе, потом обеспечивают выпускников рабочими местами?

— Да, это целевой набор. В этом году к «Профессионалитету» подключились 200 компаний, а это 150 тысяч бесплатных мест для будущих студентов. По запросу работодателей самые популярные — это машиностроение и сельское хозяйство.

Сейчас площадки «Профессионалитета» созданы в 42 регионах (подробности можно узнать на сайте япроф.рф), и все больше предприятий заинтересованы в участии, также растет число направлений подготовки. Например, со следующего года включаются судостроение и авиастроение.

Еще один нацпроект, в котором может быть заинтересован бизнес, — «Международная кооперация и экспорт», который подразумевает, что отечественные производители могут вывести свою продукцию на зарубежные рынки. Насколько популярна эта инициатива? Все ли предприниматели могут принять участие в нацпроекте?

Нацпроект молодой, и ему сейчас надо немного времени для разгона. Принципиально, что любая компания может рассчитывать на помощь по выходу на международные рынки, — от момента, когда предприниматель задумался об экспорте, до поставок продукта на иностранный рынок, в первую очередь стран СНГ и Азии.

Российский экспортный центр, который выступает одним из кураторов этого нацпроекта, организует бесплатные школы экспортеров. Есть онлайн-платформа «Мой экспорт», на которой зарегистрированы уже почти 8000 компаний — для пользователей доступны 27 сервисов по четырем направлениям: госуслуги, меры поддержки, бизнес-сервис и аналитика. Чаще всего предприниматели обращаются за маркетинговой поддержкой, в частности за финансированием участия в выставках. Кроме того, востребованы субсидирование транспортных издержек и помощь в построении логистических цепочек.

Третьим по числу запросов стал сервис оформления сертификата свободной продажи — это подтверждение соответствия продукции требованиям стран-экспортеров. Сейчас РЭЦ выдал более 700 сертификатов.

2021 год был в России Годом науки и технологий, его результаты оказались столь впечатляющими, что власти решили продлить его на десятилетие, а оператором вновь выбрано АНО «Национальные приоритеты». В чем вы видите свою задачу?

— Задача Года науки и технологий была привлечь в эту отрасль молодежь, популяризировать научно-технологичные специальности среди школьников. Наш опрос по итогам года показал, что 64% родителей хотят видеть своих детей в науке, и большинство из них (свыше 73%) — именно в инженерно-технологических профессиях. Это очень высокие цифры, которых давно не было, и, я думаю, важный критерий нашей работы.

Задача десятилетия науки — дать новый толчок коллаборации науки и бизнеса, чтобы росло количество не только научных разработок, но и их реальных внедрений в производство, в нашу жизнь. И нацпроекты призваны этому помогать инфраструктурно. В их рамках уже сформированы две большие инициативы по десятилетию науки — это научное волонтерство и научно-популярный туризм.

Расскажите, пожалуйста, про них подробнее.

— Научное волонтерство ориентировано на то, чтобы ученые формировали техническое задание для волонтеров, которые через несложные действия оказываются вовлеченными в большие исследовательские проекты. Это сбор данных для различных исследований, помощь в установке оборудования и мониторинге его работы и многое другое, чем с радостью могут заниматься и студенты, и «серебряные» волонтеры.

Научный туризм — это составление интересных маршрутов по музеям и памятным для российской науки местам, проведение экскурсий по научным городкам, интересным лабораториям, уникальным производствам.

Мы вновь вернулись к теме волонтерства. Можно ли считать, что оно стало реальной мощной силой в России?

— Развитие волонтерства было одним из направлений нацпроекта «Образование», программы «Социальный лифт». Но со временем превратилось в самостоятельное движение. Сильный толчок ему придала пандемия, когда участники акции «Мы вместе» доставляли продукты, помогали оплачивать счета, привозили лекарства пожилым людям и тем, кто входил в особые группы риска и не мог покидать квартиру. Во всех регионах появились штабы «Мы вместе». Из этой акции выросла одноименная международная премия для волонтеров «Мы вместе». На нее подано почти 32 тысячи заявок — вот вам ответ на вопрос о массовости движения.

Победители получат грант до 3 млн рублей на развитие собственного волонтерского проекта, поэтому я уверена, что в следующем году идей, проектов и участников будет еще больше.


Еще по теме