Top.Mail.Ru
архив

Блаженны верующие

Российская ИТ-отрасль вновь оказалась в центре пугающе пристального внимания госчиновников. Примерно в одно и то же время было объявлено о создании инвестиционного венчурного фонда и принятии во втором чтении поправок в Налоговый кодекс, вводящих новые правила налогообложения для ИТ-компаний. И как это часто бывает, далеко не все игроки рынка положительно отреагировали на инициативу государства.

В мае 2006 года проект создания ОАО «Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий» (РИФИКТ) был внесен на подпись премьер-министру Михаилу Фрадкову. Как говорят наблюдатели, у документа были все шансы надолго остаться под сукном, поскольку глава Минфина Алексей Кудрин и глава МЭРТ Герман Греф никак не могли договориться о механизме финансирования «Российской венчурной компании» (РВК), управляющей РИФИКТ. На минувшей неделе стало известно, что Алексей Кудрин, которому по должности положено выступать главным защитником госбюджета, добился своей цели: РВК получит деньги из инвестфонда.

Объем РИФИКТ составит $100 млн. 51% его акций в течение одного года планируется продать частным инвесторам, а еще через два-три года фонд должен стать полностью частным. На каждый проект будет выделено не более $3 млн – деньги относительно небольшие. Впрочем, по мнению гендиректора компании «Аплана» Виктора Вайнштейна, этих средств вполне достаточно для «поднятия на ноги» старт-апов. Как бы то ни было, но пока «ангелов», согласных приобрести акции фонда, правительство не нашло. Как заявили «Ко» несколько участников рынка, их компании заняли выжидательную позицию.

Что же касается налоговой «упрощенки», то ее депутаты обещали еще с конца прошлого года. Предприятия, занимающиеся экспортом ПО, а также его разработкой и адаптацией по иностранным заказам, вместо налога на имущество, ЕСН, НДС и налога на прибыль должны были получить право выплачивать единый налог в размере 6% от чистой прибыли. Но второе чтение поправки прошло в сильно урезанном виде: депутаты оставили ИТ-компаниям единственное послабление – пониженную ставку ЕСН. В частности, для зарплат в размере 30 000 руб. ЕСН снижен с 22,4% до 13,3%. На рынке полагают, что «упрощенку» отменили из-за нежелания и неумения фискальных органов работать со специальными налоговыми режимами.

Чтобы иметь возможность действовать в льготном налоговом режиме, доля доходов предприятия от реализации ПО должна составлять не менее 90% от их общей суммы, при этом не менее 70% выручки должно поступать от иностранных заказов. Кроме того, обязательным требованием для компании, претендующей на сниженный ЕСН, является штат сотрудников, составляющий не менее 50 человек. «Если взять, например, Tоп-100 ИТ-компаний России по версии CNews, то среди них под действие данного закона попадут 3 – 4 организации, – считает финансовый директор «Лаборатории Касперского» Евгений Буякин. – Если же говорить исключительно об экспортерах-производителях ПО, то они, разумеется, получат некоторые конкурентные преимущества по сравнению с остальными предприятиями отрасли. Однако эти преимущества не надо переоценивать».

 

Еще по теме