Top.Mail.Ru
мнения

Блогосклонность российского инвестора

Фото: Aleksey Smyshlyaev / Global Look Press Фото: Aleksey Smyshlyaev / Global Look Press

В последние два года объем венчурных инвестиций в российские стартапы сокращается, по ряду оценок — в разы. Почему это происходит и куда сейчас стоит вкладываться — рассказывает генеральный директор агентства Epicstars Денис Волков.  

По данным MTS StartUp Hub и ТГ-канала «Русский Венчур», объем венчурного рынка в 2023 году сократился примерно в три раза после пятикратного падения в 2022-м. Некоторые аналитики уверены, что спад еще более значительный. Если речь и идет о венчуре — и это справедливо как для бизнес-ангелов, так и для венчурных компаний и фондов, то, как правило, говорят о «криптовалютных» стартапах или ETF («коинах»). А ведь совсем недавно руководители российских венчурных фондов настаивали на том, что вкладываться нужно только в те технологические стартапы, которые уже зарекомендовали себя на международных рынках (т. е. отечественный стартап должен был продемонстрировать пусть и небольшой, но последовательный рост оборотов за рубежом) и чей финансовый потенциал имеет перспективу достичь сотен миллионов долларов за 3–5 лет. Теперь подход изменился.

Отечественный венчур превратился в дорогого «портфельного коллекционера», которому лучше купить уже не стартап, а мощный многомиллионный/миллиардный бизнес, задействовав весь необходимый для этого ресурс. При таком подходе инвестор, по сути, сразу получает статус совладельца крупного бизнеса и должен найти возможность для высокоуровневого менеджмента, причем не на уровне развития продукта, а на уровне экономики предприятия и его стратегии. Кроме того, инвестору отводится роль «экономической совести» проекта.

Инвестору новой формации приходится вкладывать деньги пусть и в привлекательную, но не подтвержденную глобальными рынками идею. Это страшно, и часто оправданно страшно. Вот поэтому все чаще взор держателя капиталов обращается к тем идеям и продуктам, которые создавались в России много лет и уже утвердились на нашем рынке.

Все чаще инвесторы интересуются проектами в блогосфере, хотя уже не один десяток лет ломают копья вокруг эффективности этого медийного и маркетингового инструмента. Подчеркну, не один десяток лет. За это время успешно развились в основном зарубежные социальные сети, и именно их сервисы, технологии и бизнес-модели рассматривались как эталонные. Сегодня рынок видит эволюцию отечественных цифровых платформ, ренессанс русского блогинга. Более того, теперь блогосфера в нашей стране стала полноценным экономическим субъектом со всеми соответствующими правами и обязанностями, а отечественные рекламодатели перераспределяют бюджеты именно в пользу социальных сетей.

Неудивительно, что руководители специализированных агентств в сфере блогинга в последнее время начинают получать предложения по финансированию от банков. За ними подтягиваются и инвесткомпании, а далее — и частные лица с намерением инвестировать в развитие такого бизнеса. При этом одними из наиболее привлекательных факторов выступают технологическое решение и клиентская база.

И в этом смысле инвестор-частник, бизнес-ангел или венчурный фонд, как и прежде, находятся в ситуации выбора между реальными технологиями и умозрительными идеями, которые кто-то должен еще оценить, реализовать и вывести на рынок. Сейчас так: технологии есть, идеи — тем более.

Еще по теме