Top.Mail.Ru
архив

Бог из машины

Если эта статья будет опубликована, то только благодаря удачному стечению обстоятельств. Там, где я сейчас нахожусь, меня с остальным миром соединяет по спутниковой связи только компьютер. Бесценный инструмент, но все более уязвимый. Так случилось, что на меня буквально обрушился вал сообщений по электронной почте с хорошо известных мне адресов. Но все послания были явно «липовыми». Они содержали приложения, которые либо вообще не открывались, либо содержали откровенную чепуху. Я понял, что имею дело с новым вирусом (сейчас я уже знаю, что его назвали BigOne), обладающим убойной силой.

Не знаю, кто его изобрел, быть может, какой-нибудь хакер из Сингапура или Санкт-Петербурга. Вполне вероятно, что этот вирус, как матрешка, содержит в себе другие вирусы, которые дадут о себе знать позже, – в тот момент, когда не ждешь никаких сюрпризов. Такие спящие вирусы неожиданно стирают все, что было в компьютерной памяти, уничтожая сохраненные статьи, книги – весь твой архив. Хорошо бы, конечно, подстраховаться и скопировать все, что пишешь, все интересное, что получаешь по электронной почте, нужные материалы из Интернета. И если столкнешься с таким компьютерным вирусом, у тебя все материалы останутся в целости и сохранности на дискетах в ящике твоего письменного стола. Но ведь на это нет ни времени, ни желания. Вот и тешишь себя надеждой, что подобная напасть обойдет тебя стороной.

Возвращаясь к вирусу BigOne, отмечу, что я получил предупреждение от своего сервера: многое из «липовой» почты он отсеял сам. Я ему за это очень благодарен! Но большинство сообщений прошли, поскольку были закамуфлированы под послания от моих друзей, партнеров по работе с хорошо известных мне адресов.

Моя антивирусная программа оказалась бессильна перед лицом нового вируса, хотя ее рекламируют как лучшую в мире. Факт остается фактом: я получил более 200 посланий и убил много времени, стирая все эти сообщения, которые автоматом пришли ко мне с компьютера какого-нибудь BladeRunner. Не покидало ощущение, что произошло что-то непоправимое.

К счастью, выяснилось, что на сей раз хакеры смилостивились и все же оставили мне возможность самому передавать информацию. Они лишь позабавились тем, что забили мой почтовый ящик кучей спама. Надеюсь, без последствий. Но пока я разбирался со всей этой историей, у меня кончилось оплаченное время в Интернете и мой сервер отключила MicrosoftOutlook. В конце концов вопрос был улажен. Мне удалось восстановить работу электронной почты. И я, в частности, смог прислать эту статью. Но от всей истории остались неприятный осадок и смутное беспокойство.

Мы все стали заложниками капризных и бесстрастных машин. Припоминаю, что ровно 23 года назад, написав свою первую статью из Москвы, я диктовал ее по телефону редакционным стенографам. Диктовать по телефону было настоящей мукой: иногда, чтобы выйти на линию, приходилось ждать по три-четыре часа. Как правило, связь обрывалась, было плохо слышно из-за помех. Затем в корпункте установили телекс – огромный и шумный аппарат с тяжелой клавиатурой. Но это был уже прогресс! Телекс помог значительно сократить потери времени. Затем появилось первое компьютерное устройство – приставка к телексу, которая автоматически распечатывала корреспонденцию на перфорированной ленте. Ленту потом вставляли в телекс, автоматически передававший информацию в редакцию. Так удавалось сэкономить еще добрых полчаса.

Потом появился факс, и, хотя из-за плохой телефонной связи приходилось иной раз посылать статью дважды, а то и трижды, он заметно облегчил работу. Наконец, пришло время модема. Теперь отправка статьи занимала лишь несколько секунд.

За несколько лет компьютерные технологии радикально изменили профессию журналиста: передача информации с места событий ведется в реальном времени. Скорость передачи информации возрастает, по компьютеру передаются вживую уже не только тексты, но и изображения. Находясь в Афганистане, на линии фронта в долине Шомали, я рассказывал в условиях реального времени о боевых действиях под гул американских бомбардировщиков, которые сбрасывали бомбы на талибов.

И все же меня не покидает ощущение, что мы слишком стали зависеть от компьютера, что порой не мы управляем машиной, а она нами. Я полагал, что стал более свободным. На деле же я лишь превращаюсь в придаток машины, которая задает ритм моей жизни. Да и вашей тоже.

Еще по теме