Top.Mail.Ru
политика

Вода предъявляет счет: изменятся ли правила выплаты компенсаций за утраченное имущество при ЧС

Фото: ГУ МЧС по Курганской области Фото: ГУ МЧС по Курганской области

Ущерб от масштабных паводков этой весны до сих пор не подсчитан, а механизмы социальной поддержки граждан в случае чрезвычайных ситуаций в перспективе будут пересмотрены. Как может быть модернизирована система, разбиралась «Компания». 

Ситуация с паводком стала накануне предметом обсуждения на высочайшем уровне — доклады губернаторов и мэров затопленных территорий выслушивал глава государства. В совещании в формате видеоконференции также приняли участие профильные руководители российского правительства. По итогам обсуждения президент Владимир Путин констатировал, что есть «системные, организационные и управленческие проблемы» и заявил о возможности корректировки размеров компенсационных выплат людям, утратившим в результате ЧС свое имущество. «Подходы здесь должны быть единые и справедливые, вне зависимости от бюджетной обеспеченности регионов», — уточнил президент.

Ставки растут

На сегодняшний день в случае полной или частичной утраты движимого имущества граждане могут претендовать на компенсации до 100 тысяч рублей. Размер этих выплат был установлен в 2008 году — и в ближайшей перспективе будет пересматриваться. Решением вопроса о пересмотре «устаревших» ставок по итогам совещания предстоит заняться МЧС, Минфину, Минстрою и социальным ведомствам. Будет также отменен перечень утраченного имущества, за который выплачиваются компенсации — факту отсутствия в списке банальных стиральных машин «удивлялись» не только жители подтопленной Оренбургской области.

В перспективе могут также ужесточить правила застройки территорий с повышенным риском неблагоприятных природных явлений — с таким предложением выступил глава Минфина. «Сегодня мы видим, произошли вот эти события, в том числе там, где стройка во многом, наверное, и не должна была осуществляться», — заявил Антон Силуанов.

Когда вода покинет затопленные территории, федеральному центру и муниципалитетам предстоит еще раз обсудить вопросы, которые принесло паводковыми водами. Но главным будет вопрос восстановления жилья людей, лишившихся своих домов.

Масштаб бедствия

Решению этого вопроса предстоит стать глобальным: на текущий момент в зоне затопления находятся 27 населенных пунктов Тюменской области, где паводок еще даже не успел разгуляться в полную силу. От наводнения пострадали обитатели 178 жилых домов и 523 дач. Подтоплены без малого 3 тысячи приусадебных участков и 17 участков автодорог.

В Курганской области ситуация более сложная — в семи муниципалитетах региона паводковые воды хозяйничают в более чем 2 тысячах жилых домов и почти семи тысячах дач.

А вот в Оренбургской области, первой столкнувшейся с бедой, за минувшие сутки вода ушла с территории 707 домов и 1 761 приусадебного участка. Внушительные на первый взгляд цифры теряются на фоне общего масштаба: по-прежнему подтоплены более 11 с половиной тысяч жилых строений и без малого 18 с половиной тысяч земельных участков. По мере осушения территорий — из жилых строений также откачали более 427 000 тонн воды — затопленные с начала апреля дома должны быть продезифицированы. Спасатели уточняют, что в регионе уже проведена санитарная обработка 10 с половиной тысяч жилых строений. По данным Минстроя, в Оренбургской области уже признаны пострадавшими 25 с лишним тысяч индивидуальных и 329 многоквартирных домов.

Сейчас в регионах продолжается сбор заявлений от людей, лишившихся собственного имущества. По подсчетам местных властей, в Оренбуржье за выплатой компенсаций обратились более 400 тысяч жителей, в Курганской области речь идет о 15 тысячах заявителей. В Тюменской области на материальную помощь пока претендуют немногим более 300 человек.

Соотношение общего числа заявлений и выплат в первых двух регионах различается на порядок. Как заявлял на совещании в среду оренбургский губернатор Денис Паслер, «жители подают — в связи с введением федерального ЧС — заявки абсолютно все, а не только в границах подтопленных территорий».

«Непонятно, зачем вы принимаете эти заявления. У меня в справке написано: “Принято более 400 тысяч заявлений”. А выдано 46 тысяч по этим заявлениям. Давайте, разберитесь с этим как следует. Человек подал заявление — его приняли. Значит, он ждет соответствующей реакции. Так надо работу наладить, чтобы людям было понятно, кто на что имеет право. Повнимательнее, пожалуйста», — напутствовал региональных руководителей президент.

Право пострадавших

В соответствии с федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» раждане имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Законодательство предусматривает выплату единовременной материальной помощи пострадавшим в размере 10 тысяч рублей. При утрате имущества первой необходимости выплачивается до 50 тысяч рублей на человека (частичная утрата) и до 100 тысяч рублей на человека (полная утрата). Тем не менее в Оренбуржье на первичные расходы пострадавшим от ЧС уже сейчас предоставляется единовременная выплата в 20 тысяч рублей на каждого члена семьи.

Сейчас регионам выделяются трансферы в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на возмещение как имущественных потерь, так и причинение вреда жизни и здоровья, напоминает руководитель практики по коммерческой и жилой недвижимости юридической компании «Интерцессия» Михаил Лаврухин. По его оценке, «на местах» действительно часты проблемы, связанные с определением размера ущерба и его возмещения.

«Здесь всегда был бардак — кто оценивает, как оценивает, когда оценивает, на каких основаниях, что относится к имуществу, которое пострадало в результате ЧП, подлежит оно полностью возмещению или там можно жить после проведения необходимых ремонтных работ. Плюс в условиях чрезвычайной ситуации сама обстановка в регионе не позволяет это сделать быстро и качественно. Не забываем и человеческий фактор. Все это необходимо контролировать с помощью правильной оценки, и в этом направлении в первую очередь должны действовать активно сами собственники. Надо понимать, что собственникам нужно — либо ремонтные работы, либо полностью возмещение ущерба, поскольку на этой территории уже нельзя проживать», — комментирует Михаил Лаврухин «Компании».

До августа прошлого года в случае утраты при ЧС недвижимого имущества выдавался жилищный сертификат на покупку нового жилья, но затем было принято постановление правительства, отменившее данное положение законодательства. Характерно, что в 2021 году Росреестр выдвинул собственную законодательную инициативу о внесении изменений в Земельный кодекс РФ. «В ведомстве предлагали четко обозначить, как подсчитывать ущерб в случае ЧС и возмещать ли ущерб, от которого пострадали не только жилые строения, но и земельные участки — в виде сертификатов либо денежных средств. Эта инициатива так и осталась не принятой, а жилищные сертификаты сейчас не действуют. Думаю, что их отмена приведет к тому, что будет наконец-то принят общий порядок действия по возмещению ущерба при ЧС. При другом сценарии это будет потеря времени и денежных средств, а в данной ситуации необходимо быстро реагировать», — поясняет Лаврухин.

Право собственности на земельный участок и жилой дом в деревне ничем не отличается от права собственности на квартиру, также отмечает юрист. При потере объекта недвижимости в результате ЧС он подлежит возмещению. Но если собственность не была зарегистрирована, факт владения предстоит подтвердить. «Инструментов для этого достаточно: договор купли-продажи или аренды, оформление наследства и так далее», — напоминает юрист.

Страховка от беды

За последние 15 лет прямые убытки от десяти крупнейших природных катаклизмов превысили 222,5 млрд рублей, приводит оценки специалистов член экспертного совета комитета Госдумы по финансовому рынку, экономист Станислав Паулаускас. По его словам, наиболее значительным был ущерб от паводка на Дальнем Востоке летом 2013 года, составивший 87,9 млрд рублей. Лесные пожары из-за засухи в Центральной России и Сибири в 2010 году оценивались в более чем 40 млрд рублей. «Ценой» наводнения на юге России в 2002 году было 17 млрд рублей ущерба.

В России после череды катаклизмов был принят закон о добровольном страховании жилья на случай ЧС, однако по ряду причин этот механизм  не получил широкого распространения.

Отечественные страховщики последовательно поддерживают инициативы, обязывающие регионы разрабатывать программы страхования жилья от ЧС. По предварительным расчетам Всероссийского союза страховщиков, средняя стоимость программы страхования от ЧС для квартиры площадью 55 кв метров должна составить около 50 рублей в месяц. Компенсация за утраченное или поврежденное жилье, согласно закону, выплачивается по рыночным ценам, отмечают представители страхового рынка.

Особняком стоит страхование земельных наделов. «Страхование рисков частного садоводства и огородничества практикуется в нашей стране намного реже, чем страхование частных домов, но такие прецеденты есть», — говорит президент Национального союза агростраховщиков Корней Биждов. Как отмечают агростраховщики, действие страховки может распространяться на ЧС, включая паводки, провалы грунтов и оползни, техногенные аварии и действий третьих лиц.

Другое дело, что нелегко себе представить немолодых жителей села в российских регионах, регулярно изыскивающих средства на оплату страховки «фазенды». У них вся надежда на федеральный бюджет. Так что этим людям остается лишь ждать ухода воды — и нового совещания у президента.