Top.Mail.Ru
бизнес

Большие деньги и малые народы

Открытие международного форума «ГЧП в области устойчивого развития коренных народов». Фото: пресс-служба «Норильского Никеля» Открытие международного форума «ГЧП в области устойчивого развития коренных народов». Фото: пресс-служба «Норильского Никеля»

Во всем мире насчитывается не меньше 300 млн представителей коренных народов, на чьих землях зачастую ведется добыча сырья промышленными гигантами. И на протяжении своей истории коренные жители борются не только за право самоопределения, но и за безопасность среды, от которой зависит их жизнь. В России крупный бизнес значительно продвинулся во взаимодействии с коренными малочисленными народами. Как собственники предприятий договариваются с малыми народами и какую выгоду получают обе стороны таких соглашений — в материале «Компании».

«В 34 регионах России проживает 47 коренных малочисленных народов. При промышленном развитии они относятся к наиболее уязвимым группам. Их культура и самосознание критически зависят от хрупкой среды их жизнеобеспечения», — заявил руководитель Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов на международном форуме «ГЧП в области устойчивого развития коренных народов». Он отметил, что на территории проживания коренных народов находится большая часть востребованных природных ресурсов России. При этом стране удается заниматься добычей без серьезного урона интересам малочисленных народов.

Взаимная выгода

Например, в Югре, на родине обско-угорских народностей (ханты, манси, ненцы и селькупы) за 60 лет промышленники добыли 13 млрд тонн нефти, не нарушая культуры и образа жизни коренных жителей. На Ямале почти 20 тыс. кочевников выпасают примерно 500 тыс. оленей, что беспрецедентно, поскольку регион находится в числе мировых лидеров по добыче газа, отметил Баринов. Он добавил, что это стало возможным благодаря взаимовыгодной модели сотрудничества между промышленными компаниями и коренными народами.

Между тем договоренности предусматривают не только экологичную во смыслах добычу, но и инвестиции в развитие самих малых народов. И зачастую инициаторами становятся не общины, на чьей земле ведется добыча, а компании, желающие сделать регионы своего присутствия не только инвестиционно привлекательными, но и комфортными для всего населения.

Внимание коренным народностям уделяют и власти, посвящая этой теме в последние два года немало времени на «президентских» форумах: ПМЭФ и ВЭФ. Такого уровня проработки и заботы о коренных народах, как сейчас, не было никогда, отметил вице-президент «Норникеля» по федеральным и региональным программам Андрей Грачев во время выступления на площадке. 

Он отметил, что «Норникель» смог вывести свои практики взаимодействия с коренным населением на кардинально новый уровень. «Если раньше был патернализм, то сейчас — равное партнерство. “Ничего для нас без нас” — наш принцип для взаимодействия с малыми народами», — заявил он. 

Топ-менеджер уточнил, что любая компания, считающая себя международной, обязана соответствовать самым высоким стандартам, при этом «пределов для повышения уровня качества не существует».

Андрнй ГрачевАндрей Грачев на международном форуме «ГЧП в области устойчивого развития коренных народов». Фото: пресс-служба «Норильского Никеля»

Грачев напомнил, что у «Норникеля» нет производства на территориях коренных народностей, «но мы рядом». Именно поэтому в 2018 году компания утвердила специальную политику, основанную на трех принципах: учет взглядов коренных народов, постоянный диалог с ними и помощь в развитии.

«План взаимодействия был составлен вместе с коренными народами. Тогда же мы вместе пришли к мысли, что программа мероприятий должна регулярно корректироваться, в зависимости от развития общества и внешней конъюнктуры. В обсуждении участвуют представители 56 крупнейших общин Таймыра — они же вносили изменения по нашим устаревшим мероприятиям», — пояснил Грачев. 

Речь идет о комплексном плане поддержки коренных народов Таймыра, о котором «Норникель» объявил в 2020-м. Программа рассчитана на 5 лет и включает в себя инвестиции на сумму 2 млрд рублей и поддержку более 40 инициатив, поступивших от общин. Помимо этого, компания уже построила около двух десятков домов для нуждающихся таймырских семей, банный комплекс и дом культуры на 120 мест, открыла ферму для разведения голубых песцов и центр пантотерапии, а для промысловиков закупила новые снегоходы, лодочные моторы, квадроциклы и лодки.

Андрей Грачев также сообщил, что «Норникель» сейчас работает над разработкой новой политики вместе с представителями коренных народов и различными экспертами, включая специалистов из ООН. «Новая политика и методика включают в себя последние достижения и предусматривают принцип СПОС (процедуры свободного, предварительного и осознанного согласия — Прим.ред.). Ждем, что программа будет принята советом директоров в декабре–январе», — заявил Грачев. По его словам, новая политика предусматривает также «независимый аудит взаимодействия с коренными народами раз в три года».

Сместить акцент

Численность представителей коренных народов по всему миру составляет не меньше 300 млн человек, они владеют, занимают или используют треть от всех земель планеты, а эти земли богаты ресурсами, заявил независимый консультант по вопросам корпоративных политик бизнеса Навин Рай, выступая на площадке. Он отметил, что из-за проникновения промышленности на эти территории постоянно возникают конфликты, из-за чего компании по всему миру несут большие убытки.

Внедрение политики взаимодействия с коренным населением снижает издержки бизнеса и повышает уровень его доверия у граждан. Последнее важно, поскольку организации так или иначе начнут добычу в новых регионах. «То есть нужно сместить акцент с позиции “зачем компаниям такая политика” на “почему у компаний все еще нет такой политики”», — уверен Рай. 

Главный приоритет для компаний — «добрая воля в осуществлении планов и программ», согласился Хуан Леон Альварадо, консультант по вопросам прав человека и биологического разнообразия Международного совета индейских договоров, бывший посол Гватемалы в Норвегии и Дании. Он добавил, что в большинстве стран мира все еще навязываются правила и директивы, нарушающие права коренного населения: их подвергают эксплуатации, изгоняют с земель, а в наихудшем случае глав их общин убивают. «В Гватемале сильна коррупция, поэтому народу майя и была навязана жестокая политика. И я предлагаю “Норникелю” приехать в Гватемалу и дать совет по разрешению ситуации», — отметил Альварадо.

Права коренных народов в 2023 году стали предметом особого внимания, и многие страны-участницы ООН приняли или ратифицировали соответствующую декларацию, создав законы об их праве на самоопределение, добавил президент международной сети коренных народов Азии Пулман Чаудхари. «Все мы несем ответственность и моральные обязательства перед коренным населением. Мы должны действовать сообща и согласовывать свои планы с местными народами, поскольку любое наше решение повлияет на их ресурсы, качество и образ жизни», — заключил он.