О чем мечтают российские производители средств связи
После введения антироссийских санкций производство средств связи оказалось заложником поставок комплектующих иностранного производства. Параллельно с этим отрасль, обслуживающая гражданский и военный сектор, ищет точки роста в новой реальности. Какие сложности и перспективы стоят на пути ее развития в условиях импортозамещения, разобрался журнал «Компания».
Внутрироссийские стандарты на оптимальной частоте
Стимулируя импортозамещение во всех отраслях промышленности, федеральное правительство не забыло и о связистах: согласно Стратегии развития отрасли связи Российской Федерации, до 2035 года оборудование иностранного производства должно стать полностью российским. При этом замена ждет и сектор ПО и программно-аппаратные комплексы. Новые вводные обязывают отраслевых игроков решать непростые задачи. Для мобильных сетей связи должно быть налажено производство отечественного телекоммуникационного оборудования, в том числе базовых станций, мобильных терминалов и модемов — ими оснастят сети связи стандартов 4G, 5G, 6G. Производители спутниковых сетей связи должны будут выпускать телекоммуникационные устройства для космических аппаратов, ПО для бортового и абонентского оборудования.
Перспектива федерального обновления заставила участников рынка пересмотреть свои подходы к бизнесу. Многие из них работают так же, как и до вступления в силу этого документа, но при этом готовятся адаптировать производственные процессы. Предприятия и без того столкнулись с достаточным количеством вызовов в связи с уходом с российского рынка иностранных производителей, которые перестали обслуживать оборудование в России. Параллельно с их уходом изменилось и внутрироссийское законодательство. В частности, власти приняли 187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры РФ», приравнивающий радиосвязь к стратегическим и значимым элементам критической инфраструктуры. Вступили в силу и поправки в профильный 216-ФЗ «О связи», обязывающий операторов с лицензией на радиосвязь устанавливать комплекс противозащитных средств СОРМ в полном комплекте. Кроме этого появился 166-й указ президента, в соответствии с которым субъекты критической информационной инфраструктуры (КИИ) должны заменить импортное оборудование отечественным.
Критерии, определяющие устройства связи как отечественные, законодательно закреплены. На данный момент имеется несколько методик определения страны происхождения, критерии которых отличаются друг от друга. Некоторые из них ориентируются на долю импортной продукции в составе конечной цены изделия и осуществление сложных производственных операций. Другие требуют применения отечественных микросхем и программного обеспечения, а также осуществления значительного количества производственных операций в России.
Госусловия игроки рынка микроэлектроники и связи в кулуарах называют не всегда соответствующими текущим реалиям, но в то же время признают их необходимость для стимуляции роста самой отрасли. «Мы продолжаем работать, несмотря ни на что. Это не трагедия для отрасли, это проблемы перехода на новый уровень, не больше», — коротко комментирует «Компании» управляющий директор ЗАО «Домодедово АйТи Сервисиз» Денис Ярыгин.
Что касается расхождения с текущими реалиями, то продемонстрировать это можно на примере критерия, связанного с долей импортной продукции в составе конечной цены изделия. Даже удовлетворяющее этому критерию изделие за несколько дней может перейти в категорию импортных после серьезного повышения стоимости валюты (это производитель проконтролировать не может). Другой причиной подобных метаморфоз может стать автоматизация производства, за счет которой уменьшаются собственные трудозатраты, а стало быть российская составляющая цены.
Однако, больше всего у участников отрасли вызывает беспокойство перспектива наличия минимального процента отечественных микросхем в устройствах связи. Сейчас их обязательное применение требуется не во всех методиках подтверждения страны происхождения (а если и требуется, то достаточно одной), но к 2028 году государство определит минимальный процент российских микросхем, без которых устройства связи не смогут называться российскими. Чтобы упорядочить эту систему, ведется пошаговая планомерная работа по модификации нормативной документации, говорят производители.
«Сравнивая российскую электронику с зарубежной, нужно понимать, что есть такое понятие, как "техпроцесс". Например, техпроцесс, которым оперирует АО "Микрон", — 90 нм и больше. В течение пяти лет мы планируем переход на техпроцессы в 50 нм. В 2027 г. планируется производство около 25 тыс. базовых станций. Сейчас элементарная база для признания оборудования российским — это всего одна микросхема. И то не в каждом случае. Но к 2028 году их количество для признания оборудования таковым может измениться, и пока этот процент не предсказуем», — заявил «Компании» директор АНО Консорциум «Телекоммуникационные технологии» (АНО ТТ) Виталий Котов.
Наши проблемы и их микросхемы
Российские отраслевые продукты пока не соответствуют рыночным стандартам, нуждаются в доработке, на которую требуется время. Например, в компании «Протей» используют программное обеспечение российского производства, а аппаратное, например, маршрутизаторы, — китайского и европейского. И пока государство не требует использовать только российские комплектующие, можно работать с тем, что есть, однако надо поторапливаться с замещением, для этого есть еще два-три года, говорят «Компании» эксперты. «Компонентная база у нас все равно зарубежная сколько мы будем вправе ее использовать, сказать сложно. Дело в том, что у нас российского оборудования мало, оно не на том уровне, на котором хотелось бы. Сегодня российский продукт в индустрии радиосвязи сильно зависит от требований заказчика, поэтому все как могут, так и выходят из положения. Долго ли такое положение просуществует? Я не могу сказать точно. Наш продукт существует давно, но конкурировать с иностранными аналогами мы не могли. Вот, например, наша рация. Она многофункциональная, с нее можно совершать аудио- и видеозвонки, она состоит из нашего ПО, но из их железа, все вместе — примерно 40 на 60. Все равно зависимость от зарубежья остается. Надеюсь, вскоре это изменится. Этот кризис дал возможность к развитию отрасли, которой раньше не было», — говорит представитель компании «Протей» Дмитрий Гребенщиков.
Некоторые игроки уверены, что нововведения не коснутся их бизнеса. «У нас достаточно клиентов, наш бизнес устоит при любых обстоятельствах, бренд создавался годами, так что наши показатели только выросли от происходящего», — говорит «Компании» руководитель отдела маркетинга «ЛЕО ТЕЛЕКОМ» Дмитрий Жуков.
Его оптимизм, впрочем, разделяют не все. Комплектующие российского производства на рынке есть, но их мало. Если Минпромторг в качестве обязательных требований к компонентам введет еще и их процентное соотношение в компонентной базе, то бизнес многих игроков потерпит убытки, считают опрошенные «Компанией» эксперты. «Стараясь соответствовать самым строгим требованиям к стране происхождения, мы пытаемся закладывать в изделия пока только одну отечественную микросхему из перечня Минпромторга России, но и это сейчас не просто. Не всегда в этом перечне вообще можно найти изделие, подходящее по характеристикам, особенно для малогабаритных изделий. Но даже если такая микросхема имеется, то ее еще надо получить в требуемых количествах. Мы в очереди стоим к отечественным производителям электронной компонентной базы! Но и тут все непросто. У производителей комплектующих так много заказов, что обеспечить потребности рынка связи сейчас они не в состоянии, или же сами испытывают трудности с изготовлением за рубежом. Наш поставщик нам отказал – мы обратились к другому производителю, тоже отечественному, но его продукция не удовлетворяет уже нашим требованиям. Вопрос: где мы эти компоненты брать будем, если введут процентное соотношение. Решение так себе, если честно. Мы и подтверждения российского происхождения на новые товары можем не получить, и уже завоеванные позиции потерять», — говорит представитель одной из компаний-производителей на условиях анонимности.
Переход на новые требования может лишить производителей оборудования крупных заказчиков, которые обязаны покупать только отечественное. Госструктуры, например, тот же Газпром, не купят изделие из иностранных комплектующих. Последствия такой промышленной политики сложно вообразить, считают участники рынка, подчеркивая, что «развитие электронной промышленности не должно происходить за счет производителя оборудования». «Связь и рынок микроэлектроники — это государственные отрасли, они должны финансироваться и субсидироваться государством, иначе есть риск потерять производства и рынок вообще», — говорит «Компании» руководитель направления Тetra компании «Информтехника» Александр Шупиков.
Зависимость отрасли от зарубежных поставок – перспектива ближайших лет, говорят опрошенные эксперты. При этом говорить о необходимости ее сокращения участники рынка не спешат, хоть и отмечают наличие проблем с поставкой зарубежных микросхем, в частности, из Китая, Тайваня или Европы. Китайцы, как отмечают эксперты, явно не желают прямых поставок радиотехнического оборудования из Китая в Россию, вся техника и комплектующие идут не из Поднебесной, а из Гонконга через Киргизию или Казахстан полтора-два месяца. Но этим препятствия не ограничиваются. В начале текущего года китайские банки один за другим принялись блокировать платежи из России даже в юанях, затягивая процедуру на три месяца. Не помогает даже условие открытия фирмы в самом Китае, поскольку власти этой страны запрещали таким компаниям принимать крупные суммы денег из России. Перевод денег из филиалов российских банков в Китае обходится участникам рынка недешево. «Например, банк ВТБ, который имеет представительство в Шанхае, берет за перевод денег 4%. Но не все китайские контрагенты готовы открывать счета в шанхайском отделении банка ВТБ, опасаясь санкций со стороны США. Из-за этого появились проблемы с логистикой», — говорит директор ООО «Гвардия-плюс ТЛК» Александр Одинский.
Русские от иностранных поставщиков тоже не отстают. В рамках одного из дел задержали одного из руководителей предприятия-производителя на Урале. По мнению следователей, на предприятии занимались переклейкой табличек с маркировкой и происхождением изделия, чтобы скрыть их иностранное происхождение.
Вместе с тем стоит отметить, что законодательство не в полной мере регламентирует отношения, связанные с подтверждением страны происхождения продукции. В нем предусмотрен ряд исключений, право на решение по которым передано государственным заказчикам. Такая необходимость вызвана наличием государственной инфраструктуры, требующей развития, обслуживания и поддержания в рабочем состоянии. Однако, при проверке этих решений можно подключать экспертов, не аккредитованных на право устанавливать страну происхождения оборудования и не знакомых с нормативной документацией заказчика. Они не несут никакой ответственности за необоснованные решения, но могут нанести сколь угодно большой ущерб как задействованным юридическим лицам, так и стране в целом.
Измеряй отечественное
Несмотря на очевидные проблемы, внутрироссийский рынок средств связи продолжает развиваться, причем в военном секторе развитие идет мощнее, чем в гражданском. Некоторые опрошенные эксперты связали этот факт с активной фазой СВО, акцентировав внимание на том, что отрасль ждет спад по ее завершению. В то же время другие никакого спада не ждут: предприятия связи всегда были по большей части связаны с оборонно-промышленным комплексом, и из-за стабильных заказов они выводят на рынок новые продукты, количество их заказчиков среди российских силовых структур не уменьшится. «Многие предприятия на 70% загружены заказами гособоронсектора, это большое подспорье», — говорит Александр Шупиков из компании «Информтехника».
Во многом успешность российских производств определяется их вложениями в собственный НИОКР, благодаря чему на рынок выводятся новые средства связи. Например, предприятие «Уральские заводы», одно из самых успешных на сегодня, вывело на рынок новый цифровой ретранслятор «Эрика». Предназначенный для работы спецслужб, он помогает привлечь новые заказы в отрасли. «Мы существуем с 1994 года, разрабатываем и внедряем новые технологии. Разработали новый цифровой ретранслятор «Эрика-Р161T», который прошел все необходимые процедуры для включения в Единый реестр российский радиоэлектронной продукции Минпромторга. Наше устройство, позволяет усиливать сигнал сразу с нескольких радиостанций и увеличивает радиус их действия на несколько километров. Не имею права называть точного количества заказов, но могу сказать, что мы вошли в топ поставщиков для российского силового сектора», — говорит специалист по работе с ключевыми заказчиками АО «Уральские заводы» Елена Кондакова.