Top.Mail.Ru
архив

Борис Ельцин прячет казенные деньги

Существование двухуровневой банковской системы в России (ЦБ и остальные) вновь, как и полгода назад, под вопросом. Осенью 98-го угроза появления третьего, промежуточного уровня исходила от «низов». Сами банки, пребывая в определенной растерянности после августовских событий, пытались формировать альянсы для решения навалившихся проблем.

Сейчас же инициаторами банковского передела выступают «верхи». На днях Борис Ельцин дал поручение Евгению Примакову и Виктору Геращенко изучить вопрос о переводе счетов госучреждений и акционерных обществ, контролируемых государством, исключительно в федеральные и региональные банки, контролируемые государством. Кроме того, президент попросил «рассмотреть вопрос передачи таким банкам монополии на проведение операций по переводу налоговых платежей, обязательных сборов и взносов на территории России».

Непонятно, что реально послужило причиной подобных инициатив президента. То ли заявление спикера Совета Федерации Егора Строева об усилении роли федеральных и региональных банков, контролируемых государством, в проведении платежей и расчетов, то ли информация Министерства по налогам и сборам о том, что в проблемных банках зависло до 22 млрд руб. налоговых платежей. Но, как бы там ни было, роковой вопрос российской демократии «Кому доверить казенные деньги?» сейчас предполагается решать на основании того, является или нет государство собственником того или иного банка. И перед многими частными финансовыми институтами забрезжила перспектива отлучения от бюджетных потоков и потери таких отнюдь не бедных клиентов, как, например, Минатом, «Росвооружение», региональные таможни и т.п. А в нынешних условиях, когда у банков и без того существенно сузились возможности для зарабатывания денег, это неизбежно приведет к ослаблению «отлученных». Вице-президент Московского индустриального банка Татьяна Чугунова, например, рассматривает подобные намерения как удар по кредитным учреждениям, выстоявшим после кризиса.

И напротив, статус и ликвидность тех банков, которые близки к государству, заметно повысятся. Тем более что отсутствие конкурентного отбора избавляет их от необходимости начислять высокие проценты на остатки на счетах государственных клиентов. Так, например, заместитель председателя Внешторгбанка (а этот банк, очевидно, войдет в число избранных: в частности, он претендует на счета региональных таможен) Борис Сергеев признает, что «в отличие от коммерческих банков ВТБ не будет платить сумасшедшие проценты». Но зато, по мнению г-на Сергеева, сохранность средств в ВТБ гарантирована: «Здесь все прозрачно».

Между тем та же г-жа Чугунова считает, что прозрачность можно обеспечить и с помощью обычных методов банковского надзора. Не исключено, что ее аргументы будут взяты на вооружение и другими противниками новации Бориса Ельцина. Благо инициатива эта, скорее всего, вызовет сопротивление не только у банкиров, но и у промышленной элиты. Многим «красным директорам» гораздо проще работать с карманными отраслевыми банками, нежели раскрывать финансовые потоки своих «нищих» предприятий перед сторонними финансовыми институтами.

Так или иначе, но Борис Сергеев ожидает усиления на страницах печати кампании по дискредитации банков, находящихся в госсобственности. В частности, Внешторгбанка. По сведениям г-на Сергеева, к этой кампании уже подключен ряд PR-агентств. Кроме того, едва ли останется безучастной к ситуации Госдума, в которой помимо олигархического влияния очень сильно еще и влияние промышленного лобби.

Впрочем, помимо нападок со стороны вполне возможны и конфликты внутри избранной группы. ЦБ еще может по праву главного акционера в случае чего примирить Сбербанк и ВТБ. Подконтролен федеральным властям и Внешэкономбанк. Но с региональными банками, находящимися в муниципальной собственности, дело обстоит гораздо сложнее. Не секрет, что между федеральным центром и регионами существует противостояние - особенно в вопросах, касающихся финансов. Стало быть, возможно возникновение трений и в борьбе за право обслуживать те или иные бюджетные счета. Тем более что претензии региональных банков достаточно велики. (Не станем исключать, что главной целью упомянутого выше обращения Егора Строева было как раз усиление роли не столько федеральных, сколько региональных финансовых институтов.) Так, пресс-секретарь Банка Москвы Павел Матюхин считает, что новация Бориса Ельцина предоставляет Банку Москвы возможность расширить круг обслуживаемой клиентуры. В частности, за счет муниципальных структур и предприятий, контролируемых правительством Москвы. Благо, по мнению г-на Матюхина, у Банка Москвы «отработано обслуживание таких клиентов».

Но едва ли амбициозное столичное руководство упустит шанс привлечь на обслуживание в Банк Москвы и иные госпредприятия, базирующиеся в Москве. И это, надо сказать, существенно улучшает конкурентные позиции Банка Москвы внутри московской группы. А кроме того, заставляет другие банки, опекаемые Юрием Лужковым, форсировать вхождение мэрии в состав своих акционеров.

Кстати, в случае неотвратимости реализации идеи президента по такому же пути, видимо, пойдут банки и в других регионах. Так что прослойка муниципальных банков может неожиданно разрастись. И кредитным учреждениям, находящимся в госсобственности, придется отбивать атаки не только олигархов и «красных директоров», но и губернаторов.

Еще по теме