Борис Минц: главный по имуществу
В январе совладельцы девелоперской компании Forum Properties Андрей Баринский и Владимир Зубрилин стали владельцами 5,88% акций компании О1 Properties, главным бенефициаром которой является миллиардер Борис Минц.
Таким образом, Минц в значительной степени безденежно приобретает у новых акционеров бизнес-центр «Аврора бизнес парк» площадью 86 000 кв. м, чью стоимость оценивают в $200–300 млн.
Как отмечает партнер адвокатского бюро DS Law Денис Беляев, в настоящее время сделки по приобретению недвижимости без расчетов деньгами не редкость: в кризис почти все даже очень крупные компании испытывают затруднения с ликвидностью, и при хорошей рыночной оценке самой компании предложение акций взамен недвижимого актива является выгодным решением.
Таким образом, видно, как именно старается вести дела Борис Минц — пользуясь кризисной ситуацией, не залезая в большие долги, экстенсивно наращивает свои активы, что ему уже удавалось, когда он руководил финансовой корпорацией «Открытие». По словам старшего аналитика Национального рейтингового агентства Ирины Григорьевой, «очевидно, что О1 Properties, не отвлекая ликвидные средства и сохраняя контроль со стороны основного акционера, приобретает в свой портфель качественный актив со стабильным арендным потоком, поэтому для компании это в любом случае очень выгодная сделка».
Доцент из Иваново
От других российских миллиардеров Бориса Минца отличает одна особенность — он занялся бизнесом очень поздно. Все 1990‑е Минц отдал государственной службе. Впрочем, он был не просто госслужащий, а либеральный чиновник из числа соратников Анатолия Чубайса, это был особый клан «системных либералов», многие из которых начинали свою карьеру научными сотрудниками и преподавателями. Не был исключением и Борис Минц, чья политическая карьера началась в Иваново, где он работал доцентом кафедры высшей математики Ивановской текстильной академии.
Там же без отрыва от преподавания Борис Минц смог заработать первые большие деньги в Центре научно-технического творчества молодежи — инкубаторе бизнеса под эгидой комсомола. Минц, специалист по математическому моделированию, участвовал в создании автоматизированных рабочих мест для текстильных комбинатов: сначала поставлялся софт, а затем и компьютеры. Минц был популярен и среди студентов, он победил во всесоюзном конкурсе «Преподаватель глазами студентов», возглавлял студенческий философский кружок, на котором обсуждались все политические события страны. По словам самого владельца О1 Group, в политику он попал через философию: в те времена существовала система выдвижения кандидатов в депутаты по месту работы, и студенты выдвинули популярного преподавателя кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР.
Избраться в федеральный парламент не удалось, но популярности, достигнутой в ходе избирательной кампании, хватило, чтобы стать депутатом городского совета. Между тем председателем горисполкома стал коллега Минца, заведующий кафедрой экономики все той же Ивановской текстильной академии Сергей Круглов. По словам Минца, новый мэр сказал ему: «Меня избрали, а ты самый главный около меня человек. Пошли со мной». В итоге бывший доцент кафедры высшей математики к 1990 г. стал вице-мэром Иваново, причем на самом расстрельном направлении — возглавил комитет по управлению имуществом.
В ведении Чубайса
Как рассказывает сам бывший вице-мэр Иваново, ему приходилось заниматься коммерциализацией госпредприятий, учить производственников писать бизнес-планы, при этом «пришлось отправить в тюрьму нескольких бывших директоров муниципальных предприятий, противостоять бандитам». Бандитам, которые пытались давить на начальника городского имущества, он предложил найти в городе свою нишу — создавать киоски вокруг платных автостоянок. Бандиты относились уважительно, никогда не наезжали, из-за чего, вспоминает Минц, он получил в городе репутацию главного бандита.
Но работа в этой сфере оказалась важна еще и потому, что позволила познакомиться с главой Госкомимущества Анатолием Чубайсом. Как и в случае с преподаванием карьере Минца способствовали «общественные нагрузки»: вице-мэр Иваново был видным деятелем общественных объединений, возникающих вокруг муниципальных властей, он возглавил Ассоциацию председателей комитетов и фондов городов России. На заседаниях этих организаций Минцу удалось установить много полезных контактов с правительственными чиновниками.
В 1993 г. заканчивался ваучерный этап распродажи госимущества, и Чубайс пригласил Минца, как главу ассоциации председателей, в Комиссию по подготовке постваучерной приватизации. Именно тогда Минц стал часто ездить в Москву и даже делал доклады в парламенте. Его выступления могли быть критическими, но, видимо, Анатолий Чубайс умел угадывать способности людей, и в 1994 г. ивановского вице-мэра уже приглашают в центральный аппарат Госкомимущества на пост начальника одного из главков. Таким образом, для журналистов и политологов Борис Минц навсегда вошел в команду Чубайса.
Но после выборов в 1996 г. Анатолий Чубайс становится главой президентской администрации, и Минца приглашают туда начальником Управления президента РФ по вопросам местного самоуправления. Бывший тогда главой Госкомимущества Альфред Кох жаловался, что Чубайс отнимает у него кадры, но Минц ответил: «Анатолий Борисович — мой прародитель. Он меня придумал — ему и решать, где мне работать».
Не сошелся с Немцовым
Этап государственной службы в биографии Бориса Минца закончился в 2000 г., после прихода нового президента. Но связь с Анатолием Чубайсом позволила не остаться без работы. Чубайс познакомил Бориса Минца с Егором Гайдаром, а Гайдар предложил недавнему кремлевскому чиновнику возглавить исполком вновь создающейся партии «Союз правых сил» (СПС). На этом посту Минц пробыл менее года, фактически он создавал партию — своей заслугой считает появление 67 региональных отделений. Ушел Минц из-за Бориса Немцова. «Моя карьера партийного менеджера в СПС продлилась 10 месяцев и благополучно закончилась в силу ряда причин, в том числе и из-за разногласий с Борисом Немцовым, — рассказывал Борис Минц. — Мы совершенно разные люди, я человек системный, а он эмоциональный. Еще у нас абсолютно разные взгляды на людей. Тех людей, которых он приводил, я не воспринимал, считая, что с ними вообще нельзя иметь никаких дел. Когда до Немцова там был Сергей Кириенко, мы с ним дружно работали, он системный, основательный человек. Мне с ним было очень комфортно, и мы друг друга понимали. А когда пришел Немцов, все резко изменилось. Он начал все ломать и во фракции, и в исполнительном комитете. Мне стали предъявляться глупые претензии, типа почему я его не встречаю сам в аэропорту. Все эти ненужные вещи нас развели».
Но уход из партии не означал выход из команды Чубайса — следующим предложением, поступившим от главы РАО «ЕЭС России», стал пост генерального директора телеканала РЕН ТВ, который в то время контролировался РАО «ЕЭС». Президента телеканала Ирену Лесневскую Минц называет великой женщиной, а свою задачу на новом месте он видел так: «Подготовить группу компаний с точки зрения корпоративного управления и финансового менеджмента для продажи, так как по решению правительственной комиссии РАО „ЕЭС“, как и „Газпром“, должны были продать свои доли в непрофильных активах: РАО „ЕЭС“ — в РЕН ТВ, „Газпром“ — в НТВ». Только в 2003 г. произошло окончательное превращение Бориса Минца в самостоятельного бизнесмена — он вошел в капитал компании «Открытие».
Социальный капитал
Решающим для Минца стало давнее знакомство с финансистом Вадимом Беляевым, его партнером по теннису еще с 1994 г. Общие темы для разговора у них, очевидно, были: Минц работал в Госкомимуществе, а Беляев занимался операциями с акциями приватизированных предприятий.
К началу нулевых Минц уже начал заниматься прямыми инвестициями, но не очень масштабными: по данным Forbes, на момент объединения с Беляевым активы принадлежавшей Минцу компании «Недвижимость-Капитал» стоили всего 4,6 млн руб. Зачем это понадобилось Беляеву? Его брокерская компания «Открытие» процветала, но Минц так сказал о своем партнере: «Вадим — профессионал, у него замечательное бизнес-чутье, но он испытывал нехватку некоего политического и социального капитала, который позволил бы ему поставить свой бизнес на новую ступень».
Из этого можно было бы сделать вывод, что, как и в случае с Александром Мамутом, который тогда же был приглашен в «МДМ банк», выходцы из окружения Бориса Ельцина могли капитализировать свои связи. Вскоре «Открытие» стало партнером РАО «ЕЭС России», покупало векселя у дочерних компаний РАО и продавало их материнской структуре, таким образом, холдинг финансировал инвестпрограммы дочерних компаний. РАО само вкладывало миллиарды рублей в ценные бумаги «Открытия». В 2011 г. Анатолий Чубайс стал миноритарным акционером «Открытия».
Финансовая корпорация Беляева и Минца создала фонд Otkritie UES Capital Partners, который занимался энергоактивами, причем фонд финансировался ВТБ. Позже активы фонда стали падать в цене, и в ходе реструктуризации долгов ВТБ приобрел почти 20% акций группы «Открытие», доплатив за них 5 млрд руб., но это почему-то не испортило репутацию «Открытия».
Связующим звеном между электроэнергетикой, ВТБ и «Открытием» стал экс-глава ЦБ Сергей Дубинин, который был финдиректором «ЕЭС России», затем стал управляющим директором «ВТБ капитала», в этом качестве вел переговоры о вхождении ВТБ в капитал «Открытия», а после вошел в совет директоров финансовой корпорации. Любопытно, что накануне своего упразднения РАО «ЕЭС» скупало векселя и ВТБ, и «Открытия», а Сергей Дубинин, уже работая в «ВТБ капитале», еще объяснял журналистам, зачем РАО это делало.
Связь с ВТБ очень помогла группе, поскольку в период всемирного финансового кризиса она активно занималась санацией банков.
Успешные санаторы
Именно санация банков после всемирного кризиса позволила «Открытию» разрастись. По словам руководителя управления анализа валютных рисков Dukascopy Bank SA Евгении Абрамович, санация — достаточно прибыльный бизнес, а главное, стратегически важное направление деятельности для кредитных организаций, избравших экстенсивный путь развития (а именно так, как показали последующие годы, и развивалась эта финансовая корпорация). К тому же санация всегда предполагала помощь со стороны государства. Например, на санацию «Русского банка развития» (РБР) «Открытие» получило от АСВ 8 млрд руб., на санацию Свердловского губернского банка — более 5 млрд руб., а на санацию банка «Петровский» — 50 млрд руб.
На вопрос «Ко», каким образом корпорации удалось стать активным санатором, Борис Минц ответил: «К моменту начала санаций в структуре „Открытия“ уже был одноименный развивающийся коммерческий банк. Была также сформирована высокопрофессиональная команда инвестбанкиров, 35–40 человек, способная эффективно решать поставленные задачи. А также был опыт успешной совместной работы с АСВ по проектам, не связанным с санацией. В конце мая 2008 г. мы удачно реализовали часть своих финансовых активов, и осенью эти средства позволили нам войти в первый проект по санации банка РБР. Кроме того, нам удалось привлечь к финансированию проекта IFC, что в конечном итоге и позволило в заданные сроки, выдержав все параметры, произвести санацию этого банка и полностью рассчитаться с АСВ».
Если в 2006 г. активы ФК «Открытие» составляли 26 млрд руб., то уже к 2013 г., к моменту, когда Борис Минц вышел из состава акционеров, ее бизнес вырос до 159 млрд руб. по РСБУ. По словам старшего аналитика Национального рейтингового агентства Ирины Григорьевой, «Открытие» является образцом вырастания из маленькой инвестиционной компании в крупнейшую частную финансовую группу в России.
Не буду утверждать, что рост бизнеса был обусловлен только экономическим гением ее создателей, конечно, большое влияние на развитие корпорации оказали политические и экономические связи владельцев ФК "Открытие«.Но грамотное управление бизнесом также имело решающее значение.
— Иринf Григорьев
Евгения Абрамович подтверждает: «ФК „Открытие“ всегда была одной из самых парадоксальных финансовых компаний в России. Эту финансовую корпорацию всегда отличала чрезвычайно агрессивная модель развития, достаточно громкие поглощения и еще более громкие покупки целых команд специалистов. Полагаю, своеобразный „секрет“ устойчивости „Открытия“ — в динамичности развития и диверсификации активов. В отличие от той же ФК „Уралсиб“, „Открытие“ фактически никогда долго не поддерживало убыточные или недостаточно рентабельные направления бизнеса».
Прощание с «Открытием»
Все время своей работы в «Открытии» Борис Минц занимался параллельно и собственным бизнесом, у него была семейная инвестиционная компания О1. И в 2010 г. этот бизнес вышел на новый виток: Минц купил компанию Horus Capital у сенатора Сергея Гордеева. Сумма сделки, по оценкам экспертов, составила $200 млн, при этом новый владелец взял на себя долги в размере $600 млн. Таким образом, Минц получил пять действующих бизнес-центров в Москве площадью 190 000 кв. м.
А в 2013 г. Борис Минц продал Вадиму Беляеву и Рубену Аганбегяну свою долю в «Открытии». Эксперты оценивали примерную стоимость этой сделки в 6 млрд руб., хотя, судя по масштабам дальнейшего бизнеса Минца, сумма могла быть и больше. Борис Минц объясняет уход из «Открытия» так: «С течением времени в корпорации сложилось два основных бизнеса — собственно банковский и прямые инвестиции. Драйверами процессов в бизнесе прямых инвестиций был я и мой старший сын Дмитрий. С какого-то момента стало понятно, что сосуществование двух направлений бизнеса под одной крышей не является оптимальным для развития каждого из них. У меня оформилось понимание, что я бы хотел бизнес прямых инвестиций сделать семейным. Что и произошло — сегодня у руля компании О1 Group все три моих сына. При этом у нас прекрасные человеческие и бизнес-отношения с Вадимом Беляевым и „Открытием“ и множество совместных проектов».
Основная специализация О1 Group — элитная офисная недвижимость. Сегодня ее дочернее подразделение, О1 Properties, владеет и управляет 14 бизнес-центрами общей арендуемой площадью 517 500 кв. м. Эксперты оценивают стоимость портфеля более чем в $4 млрд. По итогам 2014 г. журнал Forbes поставил О1 Properties на 6‑е место в России среди участников рынка аренды недвижимости: арендные платежи принесли компании $494 млн.
Уход на пенсию
После выхода из «Открытия» Минц начал инвестиции в новый для него бизнес — управление пенсионными накоплениями. Сначала О1 приобрела принадлежащий «Северстали» НПФ «Стальфонд» с активами около 36 млрд руб., стоимость сделки оценивали более чем в 7 млрд руб. Примерно тогда же у «Ростелекома» был куплен НПФ «Телеком-Союз» с 18 млрд руб. пенсионных резервов. Но главным приобретением стал купленный в конце 2014 г. НПФ «Благосостояние ОПС» (ныне НПФ «Будущее), специализирующийся на управлении пенсионными накоплениями сотрудников РЖД с активами более 100 млрд руб. В качестве председателя совета директоров НПФ Минц пригласил экс-министра финансов Алексея Кудрина.
Не один Минц в то время заинтересовался пенсионной индустрией. Тогда же НПФ стала скупать группа «БИН» Микаила Шишханова. Как отмечает генеральный директор аудиторской компании «Уверенность» Максим Гладких-Родионов, сейчас бизнес НПФ нельзя назвать ни особо привлекательным, ни сверхприбыльным, ни процветающим, «но зато НПФ можно неплохо использовать в других целях. Например, некто имеет банк. Банк испытывает проблемы. Если приобрести НПФ и перекачать пенсионные средства в свой банк, то положение банка улучшится. Или НПФ может использовать пенсионные накопления граждан для приобретения акций какого-либо банка (желательно подороже), который, в свою очередь, вполне может раздать полученные деньги в виде кредитов „правильным“ клиентам и обанкротиться».
Подобного рода подозрения вспыхнули после того, как весной 2015 г. контролируемый НПФ «Благосостояние ОПС» купил 10% акций «Промсвязьбанка» за 6,9 млрд руб., причем эксперты утверждали, что «Промсвязьбанк» был оценен вдвое выше (0,83 капитала), чем публичные универсальные частные банки, и выше, чем Сбербанк (0,7 капитала). В прессе появились догадки, что происходит вывод активов пенсионных фондов. По сведениям «Ведомостей», Центробанк был недоволен возникшим шумом и запретил пенсионным фондам Минца и Шишханова участвовать в IPO Московского кредитного банка. Однако опрошенные «Ко» эксперты не думают, что речь идет именно о выводе активов. Директор московского офиса компании Tax Consulting U.K Эдуард Савуляк выдвигает гипотезу, что сделка была «чисто бумажной» и нужна была для того, чтобы «Промсвязьбанк» мог продемонстрировать увеличение капитала. А аналитик ИХ «Финам» Богдан Зварич считает, что «продажа пакета акций выше рыночной стоимости может быть обусловлена какими-то дополнительными условиями, указанными в сделке. Например, может использоваться схема, по которой через какое-то время основные акционеры выкупят этот пакет выше той цены, что была заплачена НПФ».
Плоды успеха
«Сейчас у нас в фокусе два основных направления: первое — мы продолжаем инвестировать в недвижимость класса А; есть вероятность, что в этом году будет приобретен еще один объект. Второе важнейшее направление — развитие пенсионного бизнеса. Я верю, что полноценное профессиональное пенсионное обеспечение может серьезно способствовать развитию сбалансированной экономики страны. Сейчас мы в самом начале формирования этой системы и очень плодотворно взаимодействуем и с законодательными органами и ЦБ в этой области. Не исключаю возможности новых приобретений», — говорит Борис Минц.
Компания О1 также вошла в капиталы двух европейских девелоперских компаний. «На данный момент рынок коммерческой недвижимости класса А для нас практически исчерпан, мы уже занимаем около 15–17% и скоро начнем конкурировать сами с собой, — считает Борис Минц. — Сейчас клиенты не нуждаются в дополнительных площадях и не расширяют бизнес, порядка 15% площадей пустует. Поэтому мы позитивно смотрим на развитие бизнеса в Европе, где сейчас более благоприятная ситуация для развития этого бизнеса. Также рассматриваем возможности выхода на европейские рынки пенсионных фондов, где мы видим потенциал для роста».
Третьей составляющей бизнеса О1 стали венчурные инвестиции. В прошлом году сообщалось, что О1 Group вложила $20 млн в восемь иностранных стартапов, в частности, в телеком-компанию IHS и биомедицинскую компанию Pathway Genomics.
При этом активное развитие бизнеса О1 предполагает привлечение новых акционеров: 12% акций О1 Properties было продано инвестбанку Goldman Sachs International за $100 млн, а 26% — Александру Несису.
Если в 2012–2013 гг. Forbes оценивал состояние Минца в $0,9 млрд, в 2014 г. оно наконец дошло до «сакральной» планки в $1 млрд, а в прошлом году достигло $1,6 млрд.
Бизнес позволяет Борису Минцу быть общественным деятелем и меценатом. Он является членом Бюро президиума Российского еврейского конгресса (РЕК), председателем попечительского совета Конференции европейских раввинов и основателем Музея импрессионизма. Все трое сыновей Минца работают в компании отца и собираются унаследовать его дело. Конечно, застой на рынке недвижимости и неопределенность в развитии пенсионной системы не позволяют предвидеть быстрое развитие бизнеса миллиардера, но сделка с «Авророй» показывает, что рост может достигаться и за счет консолидации бизнеса и привлечения новых партнеров. В сущности, именно так Борис Минц и действовал всю жизнь.