Top.Mail.Ru
архив

BP вляпалась в AAR

 

Роснефть, BPНеделю назад отечественные акционеры ТНК-BP – консорциум AAR («Альфа-групп», «Аксесс Индастриз» и «Ренова») – обратились в Высокий суд Лондона с просьбой приостановить обмен акциями между «Роснефтью» и BP, о чем стороны договорились в середине января. Это явилось полной неожиданностью для многих экспертов, так как сделка «получила благословение» на самом высоком уровне – ее поддержал премьер-министр Владимир Путин. Но AAR действовал предельно прагматично, обратив внимание судей на то, что BP нарушает условия договора, согласно которому все проекты на территории России и Украины британская компания обязана реализовывать исключительно через СП с ТНК, то есть через ТНК-BP. «У позиции AAR есть серьезные обоснования», – подчеркивает старший аналитик «Арбат Капитал» Виталий Громадин. По его словам, у AAR «хорошие лоббистские позиции» и консорциум умеет защищать свои интересы. Достаточно вспомнить, как нынешний глава BP Роберт Дадли после конфликта с AAR вынужден был покинуть нашу страну два года назад. Тогда он наверняка и представить себе не мог, что в скором времени подпишет соглашение об обмене акциями с «Роснефтью», а «патронировать» сделку будет сам российский премьер.

После окончания слушаний судья лондонского суда Юстас Бертон сообщил, что компании «достигли разумного соглашения» и реализация сделки приостановлена до 25 февраля. Именно к этому времени Стокгольмский арбитраж должен успеть рассмотреть жалобу AAR. «Решение лондонского суда подтверждает моральную и юридическую правоту нашей позиции», – заявил Reuters глава AAR Стэн Половец. Однако какие условия ТНК-BP выдвинет «Роснефти» и BP для того, чтобы в «Альфа-групп» закрыли глаза на грядущую сделку, пока непонятно. Впрочем, Роберт Дадли уже сообщил о том, что принципиально «не возражает» против участия ТНК-BP в сделке с «Роснефтью».

 

Цена обмена

Акционеры британской компании уже сейчас опасаются, что за доступ к арктическим недрам и союз с «Роснефтью» им придется заплатить большую цену, отмечает The Guardian. В частности, AAR может настоять на допуске компании к реализации совместных с «Роснефтью» проектов или заставить британцев выкупить долю российских акционеров в ТНК-BP по завышенной цене. «Есть вероятность, что консорциум российских акционеров может попытаться обменять свою долю в ТНК-BP на 15% в самой BP», – отмечает заместитель начальника аналитического отдела ИК «Грандис Капитал» Тимур Хайруллин.

С учетом того, чем может грозить судебное разбирательство в Лондоне как BP, так и «Роснефти», консорциуму AAR было предложено договариться во внесудебном порядке, дабы не выносить сор из избы. Но отечественные акционеры ТНК-BP пока настаивают на открытом разбирательстве, хотя и согласились провести первое заседание в Лондоне в закрытом режиме. Судя по всему, AAR задел не столько факт заключения соглашения, ведь это, скорее, политическая воля, а то, что стороны даже не удосужились поставить его в известность. Дадли признал, что сделка не была в должной мере согласована с российскими партнерами из AAR. Но теперь BP все исправила. Британская компания направила оферту в совет директоров ТНК-BP, сообщил Дадли. «Я полагаю, что данный спор может быть решен по-деловому. Нас вполне устраивает перспектива арбитражного урегулирования», – сказал он в интервью телеканалу Sky News. Для этого нужно лишь найти компромиссное решение, на которое согласится не только BP, но и AAR с «Роснефтью».

 

Денег нет

 А пока идут разбирательства в Высоком суде Лондона, российские акционеры ТНК-BP заблокировали выплату дивидендов за IV квартал прошлого года. Таким образом, BP может недополучить около $1 млрд, которые для нее, мягко говоря, не были бы лишними.

Финансовое положение BP сейчас не лучшее в ее истории. На прошлой неделе британцы огласили не­аудированные итоги своей работы за 2010 г. Несмотря на то, что цены на нефть выросли на 29% (по марке Brent) и позволили компании увеличить выручку на 24%, впервые за последние 18 лет BP закончила финансовый год с убытком. Основная причина – расходы на ликвидацию аварии в Мексиканском заливе и последующую выплату компенсаций. Совокупный объем расходов по этим статьям превысил $40 млрд. Чтобы покрыть понесенные убытки, BP решила продать активы на сумму в $30 млрд и уже в прошлом году заключила сделки на $22 млрд, отмечается в ее отчете. В числе проданных оказались предприятия в Аргентине, Венесуэле, Вьетнаме, Египте и Колумбии. Теперь компания выставляет на продажу почти половину мощностей в США – это сбытовые активы в Аризоне, Неваде и на юге Калифорнии, а также два нефтеперерабатывающих завода в США – в Карсоне (Калифорния) и Техас-Сити. Так что лишних денег на то, чтобы заплатить AAR отступные, у BP явно нет.

Наиболее яркой иллюстрацией настроений инвесторов в отношении дальнейшей судьбы союза «Роснефти» и BP могут служить котировки акций британской компании. «Информация о сделке поддержала спрос на акции BP, теперь угроза ее срыва, пусть и достаточно гипотетическая, может обернуться выходом инвесторов из акций», – подтверждает заместитель начальника отдела информационно-аналитического обеспечения Пробизнесбанка Валерий Пивень.


 

Еще по теме