Top.Mail.Ru
архив

Бизнес и права человека: брак по расчету

Словосочетание "бизнес и права человека" для многих в России звучит как оксюморон, а вместе с тем, во многих странах мира транснациональные компании и их корпоративные юристы уже давно научились совмещать одно с другим и даже извлекать из этого для себя вполне ощутимую экономическую выгоду. Как это часто бывает, бизнес редко обращает внимание на новые риски, пока не грянет гром и пока эти риски не материализуются в реальные убытки. В России если не громом, то таким, по крайней мере, тревожным звонком стал случай, произошедший с одним из российских сталелитейных гигантов в середине 2000-х. Группа российских граждан потребовала от металлургической компании отселить их от сталелитейного завода, который, по их мнению, производил слишком много шума и отходов. Выиграв дело в российских судах, но не добившись фактического переселения, граждане обжаловали нарушение своих прав в Европейском суде по правам человека и добились решения в свою пользу. Меры по исполнению постановления Европейского суда включали не только выплату Россией компенсации пострадавшим, но и принятие комплекса мера по улучшению ситуации с загрязнением окружающей среды промышленными предприятиями, что затронуло целый ряд компаний по всей стране.

Аналогичные процессы прошли в последние годы и за рубежом. В 2004 г. американская компания Unocal была привлечена к ответственности за многочисленные нарушения прав человека при строительстве нефтепровода в Бирме; нефтегазохимическому гиганту Dow Chemical до сих пор приходится отбиваться от исков, связанных с Бхопальской катастрофой - крупнейшей техногенной аварией, произошедшей в Индии почти тридцать лет назад, когда компания Dow еще даже не владела предприятием, на котором произошла трагедия. В 2012 г. General Motors была вынуждена выплатить $1,5 млн жертвам апартеида в Южной Африке, из-за того что производила специальное оборудование для подавления протестов. ExxonMobil и Royal Dutch Shell привлекаются к ответственности за преступления, совершенные охранными фирмами, нанятыми нефтяными предприятиями в Индонезии и Нигерии соответственно.

Таким образом, сфера прав человека уже давно и уверенно вторгается в сферу бизнеса.

В настоящее время в деловом сообществе набирает силу тенденция, когда коммерческие структуры предпочитают добровольно принимать на себя обязательства в сфере защиты прав человека. Например, одна из крупнейших инициатив в области корпоративной ответственности - Глобальный договор ООН - объединяет свыше 10 000 участников из более чем 145 стран, в том числе сотни компаний из СНГ.

Частной компании лучше всего начинать с комплексной оценки воздействия бизнеса или отдельных проектов на права человека. Оценка может производиться на любом этапе проекта, но, поскольку предупреждение нарушений прав человека предпочтительнее их исправления промахов, желательно проводить такого рода мероприятия до начала непосредственного осуществления того или иного вида деятельности. В идеале оценка воздействия на права человека должна быть неотъемлемой частью процедуры принятия решения о запуске нового проекта.

Правила проведения оценки воздействия на права человека схожи с правилами, применимыми к иным видам комплексных проверок. Оценка может потребовать участия специалистов из различных сфер, включая юристов, технических специалистов, научных работников и т.д. Кроме того, она может и должна проводиться в сотрудничестве с неправительственными организациями, органами власти и просто местными жителями.

Бизнес и права человека уже давно оказались под одной крышей, и им, так или иначе, придется жить вместе. И будет гораздо лучше, если бизнес проявит себя как цивилизованный партнер.