Братья по танкам
Текущий год может оказаться переломным как для российского, так и для украинского оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Украина может выбыть из Топ-10 мировых экспортеров оружия из-за срыва контрактов с иностранными покупателями и свертывания военно-технического сотрудничества с Россией. Согласно недавнему докладу Стокгольмского института исследования проблем мира, Украина в 2010–2014 гг. занимала девятое место в мировом рейтинге стран – экспортеров оружия с долей экспорта в 3% и поставляла продукцию своего ОПК в Россию, Китай и Таиланд.
В 2011–2015 гг. Украина нарастила экспорт вооружений на 54% против 27% у США и 28% у России (см. таблицу). Весьма впечатляющий результат, который позволил президенту Украины Петру Порошенко заявить об амбициозных планах войти в пятерку мировых экспортеров оружия. Но в прошлом году Киев полностью свернул военно-техническое сотрудничество с Россией, Китай постепенно переключается на российское вооружение, а Таиланд намерен расторгнуть контракт на поставку бронетанковой техники, так как новые украинские машины оказались на поверку отреставрированными и немного модернизированными танками советских времен.
На украинских предприятиях даже не удосужились убрать старую краску и бортовые номера, которые стали видны после того, как новый «камуфляж» начал отваливаться. Учитывая хорошие отношения Москвы и Бангкока, последний вполне может переключиться на российскую технику, и в этом случае Киев потеряет еще один из ключевых рынков сбыта.
«По официальным данным, в 2014 г. Россия продала другим странам вооружений на $15 млрд, в 2015 г. – лишь на $14,5 млрд, но портфель заказов оценивался в рекордные $56 млрд. Клиенты России в данной сфере – порядка 50 государств, 39% объема продаж приходится на Индию, по 11% на Китай и Вьетнам, – говорит директор Центра перспективного анализа и стратегических исследований (ЦПАСИ) Евгений Гниломедов. – Сегодня говорить о новых крупных контрактах преждевременно. Однако все чаще в прессе появляется информация об интересе различных стран к продукции нашего ОПК. Так, Алжир обратил внимание на бомбардировщики Су-32, а также системы ПВО «Антей-2500», Египет также заявил о готовности приобрести российскую технику».
По его словам, с большой долей вероятности, можно говорить о том, что напряженная военно-политическая обстановка в мире, особенно на Ближнем Востоке, подтолкнет многие государства к закупкам нового оружия. В этом случае российскому ОПК будет что им предложить.
Возвращение «Дозоров»
Украинский оборонпром, точнее, его новейшие разработки, стали темой для шуток даже на самой Украине. Корпус нового украинского броневика «Дозор-Б» дал трещину во время испытаний. Дефекты обнаружили после того, как две машины прошли несколько сотен километров. При этом «Дозор-Б» успели показать президенту, военным атташе зарубежных стран, продемонстрировать на нескольких международных выставках. На вооружение бронеавтомобиль должен был поступить еще в 2014 г., но до сих пор не прошел все тестовые испытания, и теперь его, судя по всему, нужно будет снова дорабатывать.
«Трещины, которые появляются на их броне, по-моему, уже стали фирменным знаком ВПК Украины, знаком некачества. Дело в том, что там ничего не осталось нормального, начиная с металлургии и заканчивая возможностями технического обслуживания. Отсутствие кадров и техники говорит, что ВПК Украины – в большом упадке», – отметил вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин.
По его словам, Украина занимает девятое место в мире по экспорту оружия лишь потому, что продает ту технику, которая была на складах еще во времена Советского Союза. Ничего нового украинский оборонпром за последние годы не создал. Кстати, бронеавтомобиль «Дозор», который на Украине уже прозвали «Позор», должен был пойти на экспорт в Ирак. Эта страна планировала закупить 420 машин, но сейчас данный контракт находится под угрозой срыва. Пока поставлено лишь 100 машин, но более половины из них отправили обратно из-за проблем с двигателями и трещин в корпусе. Примерно такая же ситуация сложилась с поставками вооружений в Конго и Нигерию.
«В 2016 г. разгорелся новый скандал относительно контракта по ремонту и доработке самолетов МиГ для хорватских ВВС. В воздух поднялись только три машины из 12, для ремонта использовались старые запчасти с перебитыми номерами. Таким образом, налицо деградация украинской «оборонки», – добавляет Евгений Гниломедов. Танк «Оплот-М», которым на Украине так гордятся, оказался также непригодным для поставок за рубеж. Сначала от его покупки отказались в Пакистане, затем в Малайзии. «Все это с помпой представляется (новые образцы техники руководству Украины. – Прим. «Ко»), а на поверку оказывается, что машина не выдерживает минимальных нагрузок, как это произошло с «Дозорами». Танк «Азовец-2» тоже провалился: писали, что из «машины смерти» он превратился в «машину смеха», – отмечает военный обозреватель Виктор Баранец.
Но самый громкий скандал вокруг украинского ОПК разразился вокруг поставки «Оплотов» в Таиланд. Главная цель Бангкока – замена устаревшего парка M41 «Уокер Бульдог». Украинский танк подошел и по заявленным характеристикам, и по цене. Изначально предполагалось купить порядка 200 машин. Но ближе к подписанию договора королевство официальное заявило, что для модернизации своих бронетанковых сил оно утвердило бюджет на 7,155 млрд бат (около $240 млн). В итоге тайская армия заказала два танковых эвакуатора БРЭМ-84 «Атлет» и 49 танков. В эту сумму входит также 120-дневная профессиональная подготовка тайских танкистов. Контракт должен был полностью исполнен сторонами в конце 2014 г. В реальности на сегодня украинцы поставили только 10 машин.
Первая неприятность с экспортируемыми «Оплотами» началась сразу же: на харьковском заводе бронемашины имели весьма парадный вид. Но после первой же мойки в Таиланде краска местами отвалилась и обнажила остатки совершенно другой, уже выцветшей от времени нитроэмали. Оказалось, что это фактически восстановленные и немного модернизированные машины. Представитель тайской армии, который был на заводе в дни приемки первых машин, выложил в анонимном блоге под ником Monsoon фотографии цехов, где хранятся комплектующие и узлы танков Т-64, Т-80УД и Т-84, в том числе и двигатели, под открытым небом. Он был уверен, что бронемашины, которые поступили в Таиланд, не изготовлены с нуля, а собраны из того, что уже имелось с советских времен. Сейчас существует риск, что контракт с Таиландом может быть разорван, и Киеву нужно будет вернуть несколько сотен миллионов долларов, которых у него попросту нет.
«Рекламное» выступление в Сирии
«Операция в Сирии показала современные возможности Вооруженных сил Российской Федерации. Четкие и отлаженные действия личного состава и надежная работа техники не остались без внимания официальных лиц и соответствующих специалистов за рубежом. Наглядным примером могут служить слова главнокомандующего вооруженными силами НАТО в Европе Филипа Бридлава, что Путин создал сильную и эффективную армию, – говорит Евгений Гниломедов. – Естественно, что все это не может не отразиться на военно-промышленном сотрудничестве нашей страны с другими государствами, а также на росте экспорта продукции российского ВПК».
Закономерно ли на данном этапе говорить, что действия российских военных в Сирии стали рекламой российского оружия? Это побочный, но очень важный эффект. Демонстрация техники в реальных боевых условиях, а не на стендах и выставках, дает ей явное преимущество перед конкурентами. Очевидна и роль активного освещения всех действий российской группировки в Сирии. Это делалось в том числе и для максимального привлечения внимания к технике, используемой российскими военными и идущей на экспорт. «В качестве примера можно привести видеоролик запуска крылатых ракет «Калибр» из акватории Каспийского моря по целям в Сирии, который мгновенно появился не только в Интернете, но в программах ведущих информационных агентств мира. Не это ли лучшая реклама для товара, тем более такого специфического, как оружие?» – спрашивает Евгений Гниломедов.
Иностранные покупатели в буквальном смысле слова стоят в очереди за российскими средствами радиоэлектронной борьбы «Красуха» и «Москва», заявил заместитель министра обороны России Юрий Борисов. По его словам, также востребовано вертолетное средство радиоэлектронной борьбы «Рычаг». «Это визитная карточка нашей «оборонки», считаю, что они находятся на мировом уровне, пользуются спросом не только у российских вооруженных сил – армии всего мира не прочь их закупить», – добавил Юрий Борисов. В то же время стало известно, что Россия поставит новейшие бортовые комплексы защиты авиации «Президент-С» в Алжир, Индию и Белоруссию. «Это долгосрочные соглашения, часть комплексов будет поставлена уже в этом году, часть – в 2017–2018 гг.», – уточнил гендиректор концерна «Радиоэлектронные технологии» Николай Колесов. «Президент-С» предназначен для индивидуальной защиты военных и гражданских самолетов и вертолетов от поражения авиационными и зенитными ракетными комплексами, а также зенитными артиллерийскими комплексами ПВО противника наземного и морского базирования. Всего в прошлом году были заключены контракты на сумму $26 млрд, что в разы превышает объемы контрактов, подписанных в предыдущие годы. В декабре 2015 г. Алжир подал заявку на 12 бомбардировщиков Су-32 (экспортный вариант Су-34). Приблизительная стоимость контракта – $500–600 млн, к тому же, есть вероятность увеличения заказа вдвое. На Су-35С нацелились Индонезия, Вьетнам и Пакистан. Общая сумма контрактов может вылиться в $2,5 млрд. Египет проявил интерес к «Аллигаторам» и уже заключил контракт на поставку 46 вертолетов Ка-52. Поставки начнутся в 2017 г. Саудовская Аравия и Индия оценили С-400. Обе страны говорят о желании приобрести от четырех до шести дивизионов С-400 на сумму $2–3 млрд, в зависимости от количества пусковых установок.
Наш ответ Обаме
В американской прессе появилась информация, что Вашингтон намерен блокировать в Совбезе ООН продажу российских вооружений Тегерану. Об этом, в частности, заявил заместитель госсекретаря США Томас Шеннон. Речь шла об истребителях Су-30, танках Т-90 и боевых вертолетах. «Никаких заявок на поставку Ирану истребителей Су-30 российская сторона в СБ ООН не подавала, и на повестке дня этот вопрос сейчас не стоит», – утверждает источник агентства «ТАСС» в МИД РФ. «Оружейного эмбарго в отношении Тегерана больше нет. Установлен новый, разрешительный, порядок поставок Ирану оружия и запчастей, который касается семи категорий регистра ООН по обычным вооружениям. К этим категориям относятся, в частности, боевые самолеты, ударные вертолеты, военно-морские суда, артиллерийские установки, ракеты и т.п. Формально их поставки тоже не запрещены, но соответствующая заявка должна быть одобрена СБ ООН», – добавляет эксперт. Что же касается зенитных ракетных систем С-300, то в упомянутом реестре, по его словам, такие установки не значатся. «Поставлять эти комплексы в Иран можно без всяких разрешений, – считает он. – И даже уведомлять никого не нужно».
Впрочем, мало кто сомневается, что через СБ ООН либо другими способами Вашингтон попытается устранить конкурентов на мировом рынке вооружений. Вполне возможно, что следует ожидать введения новых санкций, но уже в отношении отечественных оборонных предприятий и чиновников, отвечающих за экспорт вооружений. Но данные шаги Вашингтона, даже если они будут предприняты, скорее всего, практически никак не скажутся на экспорте российского оружия, так как основные покупатели – Китай и Индия, – скорее всего, не обратят внимания на данные запреты. Что касается доступа к финансированию, то его главным источником для предприятий российского ОПК является внутренний заказ для армии, что позволяет генерировать достаточный для работы денежный поток.