Top.Mail.Ru
архив

Бросок на Москву

Государство затеяло передел рынка мобильной связи. Это последняя отрасль, где до недавнего времени госкомпании не были представлены.

мобильная связь
Фото: Shutterstock

Все три основных оператора контролируются частными структурами: МТС - АФК "Система" Владимира Евтушенкова, "Билайн" - "Альфа-групп" Михаила Фридмана, "Мегафон" - АФ "Телеком" Алишера Усманова. После покупки сотового оператора "Tele2 Россия" банком "ВТБ" ситуация изменилась кардинальным образом. Уже несколько лет Tele2 неформально называют "четвертым" сотовым оператором, так как компания активно наращивает долю рынка и в результате присоединения мобильных активов "Ростелекома" в рамках СП увеличила базу до 38 млн абонентов. У ближайшего конкурента из "большой тройки" - 55 млн. Еще совсем недавно этот абонентский ресурс рассчитывал получить Алишер Усманов, давно ратовавший за объединение сотовых активов "Ростелекома" и принадлежащего ему "Мегафона". Но его обошел совладелец банка "Россия" Юрий Ковальчук, который совместно с ВТБ получил контроль над Tele2. Теперь, используя лоббистские возможности персоны из санкционных списков США и ВТБ, оператор Tele2 добился объединения с "Ростелекомом", тем самым получив выход на столичный рынок. Но для его покорения необходимы значительные денежные ресурсы, требующиеся для постройки сотовой инфраструктуры и проведения масштабной рекламной кампании. Их изыскал для Tele2 банк "ВТБ", на прошлой неделе одобривший выделение Tele2 Russia Holding AB кредитной линии на $5 млрд. Официальных комментариев в Tele2 получить не удалось, однако источник в компании рассказал, что $5 млрд - это лишь верхняя планка, вовсе не обязательно, чтобы кредит был израсходован полностью. Также он подтвердил, что деньги будут использованы в том числе для экспансии в Московский регион, где компания пока не работает.

Еще год назад, когда только пошли слухи о возможном слиянии "Ростелекома" и Tele2, всем было понятно, что следующей точкой роста компании после объединения станет Москва. Учитывая лоббистские возможности ВТБ и "Ростелекома", мало кто сомневался в том, что новое СП сможет получить "пропуск" для работы в столичном регионе. Но для этого требовались серьезные капиталовложения. В частности, на постройку инфраструктуры связи и проведение мощной рекламной кампании. Теперь, после получения кредита от ВТБ, решен и этот вопрос. Правда, остается непонятным, когда же Tele2 объявит о выходе в столицу. В компании хранят молчание и никаких комментариев по этому поводу не дают. "Мы не хотим называть сроков, чтобы не успели подготовиться конкуренты", - пояснил "Ко" источник в Tele2. Однако, судя по информации, время от времени просачивающейся через "железный занавес", речь может идти о нескольких месяцах. Причем "Т2 РТК холдингу", вполне возможно, не нужно будет строить собственную сеть базовых станций или, по крайней мере, делать это сразу. Компания может договориться с одним из операторов "большой тройки" о совместном использовании инфраструктуры. Сейчас это широко распространенная практика, а раз уж выход Tele2 в Москву неизбежен, кто-то из конкурентов может просто заработать на аренде оборудования. Если это действительно так, то билборды с рекламными конструкциями Tele2 мы можем увидеть в столице уже в текущем году. Лишним подтверждением тому является крайне высокая рекламная активность Tele2 в регионах. Компания сразу в нескольких городах проводит "ликбез" для потенциальных клиентов, рассказывая о том, как они могут поменять сотового оператора с сохранением своего номера телефона. Все это явно является предвестником большого передела рынка сотовой связи.

В апреле заместитель гендиректора "Т2 РТК холдинга" Джерри Калмес говорил, что к 2018 г. оператор рассчитывает занять третье место по количеству абонентов в России. Если компания в ближайшее время выйдет в Москву, это ей вполне по силам. Но пока непонятно, кого из нынешних игроков "большой тройки" вытеснят за ее пределы. В пользу Tele2 говорит репутация дискаунтера: традиционно тарифы оператора на 15-20% ниже, чем у конкурентов, плюс государственная поддержка от акционеров и партнеров в рамках СП. Кроме того, появление новой сотовой компании может взбудоражить устоявшуюся в секторе ситуацию. Сейчас рынок поделен практически поровну, без признаков явного лидерства между тремя операторами. Приход нового игрока приведет к усилению конкуренции и, как следствие, к ожесточенной борьбе за долю рынка.


Роман Ткачук, старший аналитик ИГ "Норд-Капитал":

"В объединенную компанию Tele2 принесла абонентскую базу (23 млн клиентов), опыт и технологии, а "Ростелеком" - лицензии на 3G- и 4G-Интернет и на работу в Московском регионе. После появления нового крупного сотового оператора эксперты ждали, когда он начнет выходить в самый доходный Московский регион. Объединенной компании будет непросто выйти на насыщенный рынок сотовой связи в Москве (тут давно присутствуют три оператора - МТС, "Билайн" и "Мегафон"). Выход на новый рынок потребует осуществления крупных инвестиционных вложений в создание новой инфраструктуры (вышек и т.д.), а также затрат на маркетинг, привлечение клиентов. С другой стороны, Московский регион - самый денежный и привлекательный. До сих пор Tele2 изучала сотовый рынок Москвы и прорабатывала бизнес-план. В частности, тестировались частоты для использования MVNO (когда один оператор сотовой связи использует существующую инфраструктуру другого оператора, но продает услуги под собственной маркой). На наш взгляд, Tele2 вполне по силам развернуть сети и начать работу в Московском регионе уже в 2015 г.".


Максим Клягин, аналитик УК "Финам Менеджмент":

"Полагаю, создание СП "Tele2 Россия" и эффективная интеграция будут способствовать формированию конкурентоспособной компании, сопоставимой по масштабам бизнеса с лидерами рынка, уже в среднесрочный период. По предварительным прогнозам менеджмента, в перспективе следующих трех лет рыночная доля СП на российском рынке связи составит около 23%. В целом такие целевые уровни выглядят вполне реалистично, даже учитывая насыщенность рынка и высокую конкуренцию. Сейчас, без учета синергетического эффекта, доля объединенной компании на рынке по размеру аудитории, согласно различным экспертным подсчетам, может оцениваться примерно в 15-16%. В первом приближении у компании достаточно конкурентных преимуществ и потенциала, чтобы увеличивать базу на 12% в течение следующих трех лет. Ключевыми факторами роста могут выступать масштаб бизнеса, диверсификация, агрессивная ценовая политика и активное внедрение LTE".


Еще по теме