Брызги шампанского
Должно быть, всю последнюю неделю на завтрак, обед и ужин в столовой Дома правительства бесплатно давали шампанское. После долгого ожидания Сергей Степашин и Виктор Геращенко наконец-то подписали совместное заявление правительства и Центробанка об экономической политике на 1999 год. На основании этого документа в конце июля совет директоров Международного валютного фонда примет решение о возобновлении кредитования России. Вся сумма кредита МВФ - $4,3 млрд - пойдет на погашение российских долгов самому Валютному фонду. После подписания заявления Сергей Степашин объявил, что проблему предоставления кредита он считает практически решенной.
Так закончилась восьмимесячная эпопея переговоров правительства РФ и МВФ. За это время в России сменился кабинет министров. Переговоры начинали свежеиспеченный первый вице-премьер Юрий Маслюков и уцелевший после августовской бури министр финансов Михаил Задорнов, а заканчивают очередной свежеиспеченный первый вице Виктор Христенко и опять-таки устоявший Задорнов. Плодом их совместных с МВФ трудов стал документ, который определит экономическую политику страны на много лет вперед.
Формально заявление об экономической политике вкупе с приложениями к нему не особенно отличается от предыдущих бумаг такого рода. Та же структура, та же патетика, тот же общий характер задач: реалистичная бюджетная политика, эффективная социальная и активная структурная. Тем, кто хотел бы понять, что означают эти термины в устах правительства, следует заглянуть в приложение к заявлению. Но оно, как всегда, закрыто для общественности, а жаль: весьма увлекательное чтение. Согласно документу бюджетная политика правительства сводится к достижению максимального профицита. Урезаны расходы, вводятся дополнительные налоги, пошлины и акцизы. Структурная политика зиждется на выбивании денег из монополий. Главное в социальной политике - сведение ее на нет.
Все свои тощие резервы страна бросает на выплату внешних долгов. Вполне возможно, что правительству удастся договориться о реструктуризации на 1999 и 2000 годы своих долгов
Парижскому и Лондонскому клубам кредиторов, но Россия все равно должна платить по своим обязательствам частным инвесторам и банкам. Суммы выплат очень велики, и, чтобы их накопить, государство изыскивает новые источники. Однако мысль чиновника бежит по замкнутому кругу, возможностей не так уж много, и на свет являются все те же нелепые меры вроде налогов на лапти и гробы, как при Петре Первом. Например, Госдума принимает закон о налогообложении дорогих автомобилей. Это, между прочим, прецедент: если идти по такому пути, то вполне логично было бы появление налога на шелковые носки, телевизоры с большой диагональю и серебряные ложки.
Кстати, о драгоценных металлах. Одновременно с простыми гражданами государство обкладывает данью участников внешнеэкономической деятельности или тех, от кого оно такой деятельности ожидает. Например, в апреле Минфин, подумав, ввел 5-процентную пошлину на экспорт золота. В результате экспорт прекратился вовсе. Мировому рынку не объяснишь, что у нас теперь такая пошлина: коммерческие банки, только начавшие осваивать сложные финансовые инструменты, с западного рынка ушли, а Гохрану и Центробанку приходится, как в советские времена, скупать у добытчиков весь металл.
Интересные предложения есть у правительства и по монополиям. До конца года РАО "ЕЭС", "Газпром", МПС и крупные нефтяные компании должны примерно в два раза увеличить выплаты в бюджет живыми деньгами. Поскольку такого количества денег в стране не наскрести, правительство начинает искать решение сложного уравнения со многими неизвестными, которое оно само себе и нарисовало. В Белом доме вполне серьезно рассматривается идея предоставления крупным компаниям кредитов Сбербанка, чтобы те могли погасить свою задолженность перед бюджетом.
На взгляд правительственных чиновников, ситуация тупиковая. Отказаться от выплаты долгов Россия не может - в этом случае неизбежен острейший кризис внешней торговли, а значит, и всей экономики. Поэтому страна живет и работает для того, чтобы выплачивать долги. В ближайшие годы правительство, разрабатывая свою экономическую стратегию, будет руководствоваться тем, что, к примеру, в 2003 году платежи по долгам составят примерно столько же, что и в 99-м, - $19 млрд. И так без конца. Выплатив одни долги, мы столкнемся с необходимостью платить по новым.
Однако мировой опыт показывает, что выход из долгового кризиса существует - это экономический рост. По идее на его достижение сейчас должны быть направлены все усилия правительства. Необходима программа, которая, учитывая интересы кредиторов, не просто позволит затыкать дыры, а создаст благоприятный инвестиционный климат в стране и стимулирует рост конкурентного капитала. Достичь этого можно только одним способом - максимальной либерализацией экономики. Однако трудно договариваться с кредиторами представителю страны с депрессивной экономикой, которая в обозримом будущем не обещает ничего хорошего. Совсем другое дело, когда страна-должник проводит либеральные экономические реформы.
Российская правящая элита к этим мерам пока не готова. Однако, если их не принять, долговая яма вскоре становится навозной.