Top.Mail.Ru
архив

Сoca-Cola и Pepsi бьются на футбольном поле

Российское представительство Coca-Cola требует прекращения рекламной акции PepsiCo. Крупнейшему производителю напитков не понравился контракт конкурентов с футболистом Сергеем Семаком. В Coca-Cola считают, что использовать этого спортсмена в промоушн-кампании PepsiCo не имеет права.

Команда-миф

Производители soft drinks неравнодушны к спорту вообще, и к футболу в первую очередь. Спортивные болельщики, среди которых во всем мире преобладает молодежь - а в России так вообще подростки, - считаются очень удобной целевой группой для рекламирования лимонада. Когда, например, прошлым летом концерн "Мега-групп" выводил на отечественный рынок новый напиток, он назвал его "Спартак-колой". Первые телевизионные ролики "Мега-групп" вышли в эфир во время трансляций чемпионата мира по футболу и шли вперемежку с рекламой Coca-Cola.

PepsiCo Holdings продвинулась в футбольно-рекламной тематике, пожалуй, дальше всех своих конкурентов. В прошлом году компания запустила многомиллионный промоушн-проект "Команда Pepsi". Многие звезды мирового футбола заключили с фирмой специальные контракты и теперь регулярно появляются на телеэкранах всего мира с баночками или бутылками Pеpsi в руках.

Состав мифической "Команды Pepsi" таков, что он удовлетворит болельщика из любого уголка земли: здесь и итальянцы, и бразильцы, и хорваты, и представители других наций, играющие в футбольных клубах ведущих европейских стран. Напиток рекламирует даже целая футбольная команда FC Manchester United (вратарь которой "просто пошутил") - между прочим, сильнейший и богатейший клуб мира, акции которого котируются на бирже. Рекламисты, работающие на PepsiCo (а обслуживает корпорацию агентство BBDO), очень стараются представить дело так, будто весь цвет мирового футбола предпочитает напитки этой фирмы.

Три года назад PepsiCo Holdings начала играть в рекламный футбол и в России, став титульным спонсором национального чемпионата. Официально он теперь так и называется: "Pepsi Чемпионат России".

Кроме того, московский офис фирмы сотрудничает напрямую с некоторыми командами. В этом сезоне PepsiCo заключила спонсорский контракт со столичным клубом ЦСКА.

Плоды контракта компания начала пожинать 1 июня. В этот день на улицах Москвы появилась новая наружная реклама, а на центральных телеканалах - ролики. Один из лучших футболистов команды ЦСКА Сергей Семак в полосатой майке "Команды Pepsi" рассказывает на экранах и плакатах о достоинствах этого напитка.

Точные условия контракта, как водится в таких случаях, неизвестны. Но понятно, что если кампания запущена, то и спортсмен, и его команда, и сами спонсоры условиями сотрудничества удовлетворены.

Не удовлетворено лишь московское представительство Cоca-Cola. Юристы этой компании придумали, как испортить жизнь заклятым конкурентам.

Между красным и синим

Агентству Reuters представители Coca-Cola сообщили, что "крайне недовольны" действиями футболиста Сергея Семака. И что это недовольство российские футбольные власти и лично Семак обязаны будут учесть. Во избежание финансовых санкций.

Дело в том, что у Coca-Сola свои виды на российский футбол. Год назад фирма стала спонсором сборной России. По неофициальным оценкам (официальных данных нет), спонсорство обходится компании в $1 - 1,5 млн в год. Расходы PepsiCo на cтатус титульного спонсора национального чемпионата (опять же по неофициальным данным) раза в два-три выше. Но, как известно, в спорте все решают не столько деньги, сколько профессионализм исполнителей.

Дело в том, что контракт Coca-Cola и Российского футбольного союза (РФС) - общественной организации, которой "принадлежит" сборная России, запрещает игрокам сборной рекламировать "другие прохладительные напитки". То есть Pepsi.

Условие вполне логичное, если бы не одно "но". Сборная России - команда, которая проводит всего несколько матчей в год. В ее состав входят футболисты, играющие за различные клубы. Именно в клубах футболисты получают зарплату. У спортсмена уровня Сергея Семака это $10 - 15 тыс. в месяц. А в сборной они выступают, что называется, за престиж.

Получается, что Pepsi платит деньги команде ЦСКА в обмен на право использовать ее футболистов в своих рекламных проектах. Разумеется, компания заинтересована в самых лучших футболистах. Но самые лучшие-то и выступают за сборную - иначе какие же они лучшие? А сборная - это уже вотчина Coca-Cola. Если следовать этой логике, ЦСКА должен предложить PepsiCo использовать в рекламных роликах малоизвестного футболиста со скамейки запасных.

То, что юристы Coca-Cola ищут способ нагадить конкурентам, - вполне естественно. Но теперь выходит, что Российский футбольный союз, заключив не слишком прибыльный контракт с Coca-Cola, невольно мешает зарабатывать футбольным клубам. Которые, собственно, и составляют основу футбольного бизнеса в любой стране.

Протесты Coca-Cola стали для руководства Российского футбольного союза полной неожиданностью. Наши неофициальные информаторы сообщают, что Вячеслав Колосков сначала не понимал, о чем вообще идет речь. Потом заглянул в текст договора с фирмой и увидел, что один из его пунктов действительно запрещает игрокам сборной участвовать в рекламе конкурентов.

"Наша проблема состоит в том, что мы до сих пор не научились правильно толковать специальные юридические термины в западных контрактах", - сказал затем Вячеслав Колосков корреспонденту одной из ежедневных газет. (Эксклюзивного комментария "Ко" не удалось получить из-за хронического отсутствия высшего футбольного чиновника в Москве.)

Тихие переговоры

Вообще все стороны этого конфликта - две мультинациональные компании, футбольный союз и руководство клуба ЦСКА - пока не хотят комментировать ситуацию по существу. Хотя никто из них не отрицает наличия конфликта.

Судя по всему, сейчас стороны ведут неафишируемые переговоры.

Рекламные плакаты, изображающие Сергея Семака с бутылкой Pepsi в руках, и через десять дней после появления протестов от конкурентов продолжают висеть на центральных улицах Москвы. Телеролики также выходят в эфир. "До сих пор мы не получали никаких официальных претензий ни от РФС, ни от Coca-Cola", - говорит Любовь Галкина, пресс-атташе PepsiСo Holdings.

Если Coca-Cola перейдет от устных предупреждений, высказанных главе РФС, к попыткам оспорить отношения PepsiCo и Сергея Семака в судебном порядке, то это еще не факт, что из этого что-нибудь выйдет.

Во-первых, ни Сергей Семак, ни другие футболисты сборной России не имеют каких-либо личных обязательств перед Coca-Cola. РФС "женил" спортсменов без их участия.

Во-вторых, суду будет трудно разобраться, рекламирует ли Сергей Семак Pepsi в качестве футболиста ЦСКА или в качестве футболиста сборной России. Что такое вообще "футболист сборной России" в юридическом смысле? Только тот, кто постоянно играет за главную национальную команду, или все, кто хоть раз "засветился" в ней? Ведь практически каждый мало-мальски известный футболист когда-нибудь играл за сборную своей страны - молодежную, юношескую, детскую.

Каким будет продолжение этой истории - пока неясно. Согласно сообщению Reuters, Вячеслав Колосков пообещал замять разбирательство, "удовлетворив претензии обеих сторон конфликта". Интересно, как чиновник собирается удовлетворить претензии, прямо противоречащие друг другу?

Если же скандал все же разгорится, то он, возможно, придется на руку обеим компаниям. Летом, в разгар сезона продаж прохладительных напитков, любое упоминание на страницах средств массовой информации о Coca-Cola и PepsiCo Holdings окажется не лишним для каждого из конкурентов.

Еще по теме