Top.Mail.Ru
архив

Буржуазная революция

11.06.201200:00

Ни одна из существующих сегодня бизнес-ассоциаций не только не поддержала протестующих, но даже внятно не высказалась по поводу политического кризиса. Лидеры делового сообщества делают вид, что помянутого кризиса вообще нет.

протестное движение

  Правда, есть фигура вошедшего в политику миллиардера Михаила Прохорова, но фигура эта крайне двусмысленная: продвигая явно "антипутинскую" политическую программу, он не решался критиковать Путина, шел на выборы против него, но с явного благословения Кремля, на митинги ходил, но подчеркнуто отстранялся от их организаторов и выступать не стремился. Прохоров, похоже, пытался решить одновременно две противоположные задачи: не выглядеть бунтарем в глазах Кремля, но и не упустить шанса стать лидером оппозиции. И к решению первой задачи он сейчас явно ближе, чем к решению второй.

Поэтому не удивительно, что на вопрос об отношении бизнеса к протестному движению известный политолог, глава Центра политической информации Алексей Мухин решительно ответил: "Большая часть бизнеса относится к протестному движению раздражительно. Протестующие - это люди, чем-то ущемленные социально или же те, кто получает доход от ренты и может себе позволить участвовать в протестах. Бизнемены, которые строят бизнес с государством или реализуют собственные бизнес-проекты, хорошо понимают, что протестное движение в том виде, в котором есть, не приведет к каким-то серьезным результатам".

Они там были

Однако столь решительная оценка не соответствует действительности. В частности, этому мнению противоречат данные о социальном составе протестных митингов. Опрос Левада-центра показал, что 8% участников первой - декабрьской - акции составляли предприниматели. ВЦИОМ среди участников февральских акций насчитал чуть меньше - 5% бизнесменов. Ну а сотрудники Независимой исследовательской инициативы - НИИ митингов МГУ - утверждают, что в начале серии протестных акций 20% участников митинга сами владели средствами производства. Во время зимних митингов портал "Финпати", предназначенный для работников финансового сектора, опубликовал целую подборку высказываний инвесторов и менеджеров финансовых институтов, рассказывающих, почему они ходят на митинги.

В силу этого собственники бизнеса не могли не попасть в митинговую "криминальную" хронику. Максим Лузянин, предприниматель, совладелец подмосковного ресторана и ряда других фирм, во время беспорядков 6 мая заламывал полицейского, кричавшего "Помогите!". Сейчас Лузянин арестован, и ему, по-видимому, грозит большой срок заключения.

Успели "засветиться" и некоторые крупные бизнесмены. Так, в начале феврале финансовая корпорация "Открытие" устроила в Большом Кремлевском дворце выступление канадского Cirque du Soleil, и в его ходе глава корпорации Вадим Беляев призвал собравшихся прийти на предстоящее через три дня шествие за честные выборы.

Поэтому представляется более правомерным мнение, высказанное председателем правления Института современного развития Игорем Юргенсом: "Отношение бизнеса к протестному движению очень трудно оценить, потому что разные категории бизнесменов по-разному к этому относятся. Кто-то поддерживает и финансирует Навального*, а кто-то шарахается от этого как от огня".

Перестать молчать

Можно говорить не об отсутствии поддержки протестного движения со стороны бизнеса, а о том, что бизнес не решается признаваться в этой поддержке. Это и понятно, поскольку всякий собственник предприятия чрезвычайно уязвим для "мести" со стороны властей. Например, когда владелец калининградской компании "Томас Бетон" Игорь Плешков вывел на автопробег "За честные выборы" 23 самосвала и бетоновоза, принадлежащих его компании, на следующий день сотрудники ГИБДД начали жесткий досмотр его транспортных средств, стали выписывать протоколы за нарушение правил оформления путевых листов, придираясь к запятым, а позже к ГИБДД присоединились налоговики, арестовавшие счета фирмы. "За поддержку серьезных оппозиционных партий на бизнес было давление, такие примеры многочисленны", - заявил бывший министр финансов Алексей Кудрин на Давосском форуме в феврале.

Акция Алексея Навального, обнародовавшего список доноров своего фонда, как раз и имела целью разрушить этот "заговор молчания", показав, что многие известные представители бизнеса открыто поддерживют его общественную деятельность. Как известно, среди доноров фонда Навального оказались 11 бизнесменов и топ-менеджеров корпораций, в том числе вице-президент "Росгосстраха" Роман Борисович, директор по стратегическому планированию "Альфа-групп" Алексей Савченко, председатель совета директоров Национальной резервной корпорации Александр Лебедев, первый заместитель гендиректора бухгалтерской компании "Большой город" Артем Любимов и партнер управляющей компании "Росинвестотель" Кирилл Иртюга. Впрочем, стоит вспомнить, что один из спонсоров, директор по контролю за управлением активами консорциума "Альфа-групп" Владимир Ашурков, потерял место работы (интервью с Ашурковым см. на стр. 28). Глава "Альфа-групп" Михаил Фридман, объясняя это увольнение, сказал: "Мы с ним поговорили о том, что живем в России, и, безусловно, вовлечение в такую активную политическую жизнь в наших российских условиях в общем для бизнеса не вполне приемлемо".

Впрочем, все спонсоры фонда Навального, давая комментарии для прессы, пытались подчеркнуть, что они не политические оппозиционеры и занимаются не политической, а общественной деятельностью - борьбой с коррупцией, которой ведь и правительство объявило войну. Однако сама фигура Алексея Навального, являющегося одним из лидеров протестов, несколько контрастирует с этими благонамеренными объяснениями.

Фонд Навального в мае объявлял, что собирается выпускать кобрендинговую карту с одним из банков (по слухам, из группы "Лайф"). Однако карта пока не вышла, и можно быть уверенным, что не выйдет: ни один банк не станет рисковать своим существованием.


Борьба с феодализмом

Тем не менее, несмотря ни на какие угрозы, бизнесмены на митинги ходят и идеалам протестного движения сочувствуют. Николай Т., владелец нескольких кафе в крупном (но не столичном) российском городе, участник акций протеста сказал "Ко": "Гораздо больше ассоциирую себя с участниками этого движения, нежели с властью и теми, кто им противостоит. Вижу в этом зарождение буржуазной революции, так как бунтует именно буржуазия, а не "офисный планктон". Крупная, средняя, мелкая. Разная. А с другой стороны - феодалы и сидящие на их довольствии слуги. Мы просто завершаем исторический цикл, который сломали большевики в 1917-м".

"Я участвовал вместе с друзьями в двух крупнейших зимних митингах в Москве и заглядывал как-то из интереса и на "ОккупайАбай", хотя и не был активным участником лагеря, - рассказывает Моисей Фурщик, управляющий партнер консалтинговой компании "ФОК". - Сначала преобладало удивление тем фактом, что такое большое количество людей готово выйти на улицы не с требованием каких-то подачек от государства, а ради расширения политических свобод. Конечно, недовольство многими аспектами политической жизни чувствовалось у жителей крупных городов и ранее, но неожиданным оказался резкий переход в открытую форму. Сейчас мое уважение вызывают настойчивость протестующих и приверженность изначальной, довольно умеренной повестке".

"Бизнес в нашей стране в большинстве своем ведется в непростых условиях, которые создаются чиновниками. Поэтому нелюбовь к чиновникам является традиционной, - комментирует политолог, генеральный директор Центра коммуникативных технологий "PRопаганда" Андрей Степанов. - А поскольку власть в нашей стране уже давно не народная, то бизнес поневоле находится в состоянии внутреннего протеста к существующей ситуации. Но это не желание разрушить систему, а скорее осознанное понимание необходимости ее реформирования. Ведь развитие - результат борьбы противоположностей".


Невидимый протест

Внутри делового сообщества существует также огромный слой людей, которые сами на митинги не ходят, но в душе вполне сочувствуют политическим протестам. Иван Кабулаев, управляющий директор агентства "Инвесткафе", утверждает, что в основном в среде бизнесменов к протестам доминирует "умеренно-позитивное отношение". "Среди моих знакомых бизнесменов практически все кулуарно симпатизируют Алексею Навальному", - отмечает Иван Кабулаев.

Такой "невысказанный", "кулуарный" протест особенно характерен для регионов. "Ни один наш предприниматель не участвует в протестных движениях, - рассказывает исполнительный директор Ассоциации предпринимателей Московского района Нижнего Новгорода Роман Амбарцумян. - Потому что это интеллигентные, разумные люди "старой закалки". Попросту не до этого, и так день и ночь отстаиваем свои права в коррупционных битвах. Но что уверенно могу утверждать: молчаливое одобрение и скрытая поддержка действий оппозиции в предпринимательских кругах очень велики. И это бомба замедленного действия, не просчитываемая социологами. У нас вытесняют в стране всю мелкую розницу путем федерального лоббизма крупных сетей, и почему-то никто не митингует, все тихо, и все предприниматели по одиночке "отмирают", особо рьяные же просто лишаются бизнеса и не могут больше сопротивляться, заботясь о собственных заработках".

Хорошим примером "не участвующего, но сочувствующего" бизнесмена может служить Вячеслав Ширяев, председатель совета директоров Vesco Group, на митинги не ходивший, но бывший наблюдателем на парламентских выборах и выложивший в Интернете отчет, как он бессильно кричал, пытаясь заставить членов избирательной комиссии предотвратить вбросы. "Отношение к протестному движению у меня неоднозначное, даже двойственное, - пояснил "Ко" Вячеслав Ширяев. - С одной стороны, меня как человека, ответственного за целый коллектив, тревожат внешние "шоки" вроде оттока капитала из-за политической неопределенности или потребительского "затишья" из-за революционных ожиданий. Когда клиенты перестают покупать, мне нужно думать, чем платить зарплату сотрудникам. Еще меня совсем не радует отсутствие объединяющей это протестное движение позитивной повестки, а также дефицит вменяемых и ответственных лидеров. С другой стороны, я понимаю, что "болотный" процесс объективен и необратим. Он должен привести к демонтажу того бездарного, гнилого феодализма, в котором бултыхаемся последние годы. Мы обязаны обрести более гибкую и эффективную общественно-политическую систему, которая отражала бы интересы более широких, чем сегодня, слоев населения и была бы устойчивее к атакам извне на наш суверенитет и ресурсы".

Аналогичное двойственное отношение в беседе с "Ко" высказал Николай Додонов, владелец фирмы, торгующей компонентами для фрезерных станков. "Мое отношение к протестам скорее положительное, - говорит предприниматель. - Но лично я протестовать не ходил и не пойду. Протестуют те, у кого экзистенциальные потребности закрылись, а социальные активизировались. По-русски: они уже не тревожатся в отношении своего заработка и начали беспокоиться в отношении справедливости. Пока их меньшинство, потому и проигрывают. Я считаю, что задача моя как бизнесмена делать своих сотрудников и покупателей богаче, чтобы они тоже перестали думать о хлебе насущном и задумались об обществе. Чем больше предпринимателей это осознают, тем скорее и мягче произойдут перемены".


Ниша бизнеса

Есть еще несколько обстоятельств, усиливающих потенциал активности предпринимателей. Во-первых, есть бизнесмены-эмигранты, специально пытающиеся "раскачивать лодку" в России. Борис Березовский обратился с воззванием к своим коллегам-олигархам, в котором просил их определиться, "с кем вы, воротилы русского бизнеса - с путинской воровской нелегитимной властью или с восставшими". Скрывающийся на Кипре президент промышленной группы "МАИР" Виктор Макушин написал российским бизнесменам открытое письмо, где предупреждал: "Помните, господа предприниматели! Если у вас еще не отобрали бизнес, то в основном только по двум причинам: или он пока недостаточно прибылен, или управление им настолько сложно для "эффективных собственников" из правящего клана, что пока для них выгоднее просто доить вас посредством вымогательства взяток".

Кроме того, у бизнеса в России есть своя протестная повестка и собственная история протестных акций. Периодически в России малый бизнес оказывается чем-то обижен на местную власть, например, из-за закрытия рынка или решения о демонтаже киосков, и начинает проводить пикеты, митинги или общие собрания. Один из последних случаев такого рода - состоявшаяся 21 мая протестная акция предпринимателей Йошкар-Олы, призванная обратить внимание на проблемы Центрального городского рынка и беззакония, творящиеся на нем.

Раз в год - в День российского предпринимательства 26 мая - проходят общероссиийские акции протеста малого бизнеса. В прошлом году они были посвящены прежде всего протестам против повышения социальных взносов. В нынешнем году тоже прошел Всероссийский митинг предпринимателей, на котором важной темой стал запрет киоскам продавать табачные изделия и алкоголь. Разумеется, мероприятия эти не столь массовые и драматичные, как политические митинги, но все-таки они приучают малый бизнес к гражданской активности.

Артем Бобцов, владелец сети автосалонов в Москве, в протестных митингах участия не принимавший, ("был занят в те даты"), но "целиком и полностью" поддерживающий протестующих, считает, что ниша бизнеса в протестном движении - это ниша недовольства действующим законодательством, бесконечными поборами и проверками, отношением к бизнесу власти и общества. "Бизнесу нужны две вещи - чтобы ему не мешали и чтобы его понимали. Нет ни того, ни другого, - уверен предприниматель. - Бизнесу все равно - Путин или Пупкин. Но не все равно, что откат налоговой за закрытие проверки с 1 млн в 2005 г. превратился в 10 млн в 2010 г., что в стоимости строительства бизнес-объектов доля откатов и взяток вместо 5% в 2000 г. стала 40% в 2012 г.".



* Внесен в РФ в список террористов и экстремистов

Еще по теме