Top.Mail.Ru
архив

Часовая индустрия: вид изнутри

Часовое и ювелирное шоу, проводящееся в марте каждого года в швейцарском Базеле, признано самым авторитетным в мире смотром достижений часовой и ювелирной индустрии. Несмотря на громадное число «обычных» экскурсантов, которых в павильоны Basel Messe привлекает вполне извинительная страсть к дорогим побрякушкам и даже раритетам, коих на выставке демонстрируется немало, основными по значению посетителями считаются представители дистрибуторских и торговых компаний. Для них Базель – не только повод для ежегодной поездки в Швейцарию и встреч в узком кругу, но и место, где заключаются годовые контракты, определяются отраслевые тенденции и модные течения.

Впрочем, помимо любопытствующих и торговцев в Базеле бывает некоторое количество людей, принимающихся на стендах ведущих мировых производителей с трепетом. Это коллекционеры или их представители, которые делают погоду в очень узком, но крайне дорогом и важном для элитарных фирм сегменте суперсложных механических часов. На Базеле-2001 новые модели, ориентированные на коллекционеров, были отмечены в экспозициях таких признанных грандов высокого часового искусства (haute horologere) как Patek Philippe, Blancpain и Breguet. Скажем, Patek Philippe вообще находится на гребне волны спроса на свои часовые шедевры: двухгодичной давности аукционная продажа в Нью-Йорке так называемых часов Грейвса 1933 года (карманные часы Grand Complications, оснащенные 24 сложными фукциями) за $11 млн оставляет за Patek Philippe титул производителя самых дорогих часов в мире. Этой же покупательской аудитории адресована прошлогодняя новинка Patek Philippe – карманные часы Star Caliber 2000, представленные в октябре прошлого года, располагающие 21 сложной функцией и производимые ограниченным тиражом всего в 20 экземпляров (при этом их реализация происходит четырьмя сетами из четырех золотых часов и отдельно к продаже представлены четыре платиновых экземпляра). На стенде Patek Philippe в Базеле Star Caliber 2000 заняли почетное место (все-таки первый Базель после запуска этих часов, а с Базелем в часовой индустрии принято считаться!), но разделили пьедестал почета с другим шедевром: созданным специально к шоу этого года наручным суперсложным часам Sky Moon Tourbillon. Общее количество функций в них, конечно, поскромнее, чем у Star Caliber 2000 (сказывается необходимость уместить все «навороты» в корпус меньшего, чем у карманных часов, размера) – «всего» 12, однако они располагают и турбийоном (устройство, компенсирующее воздействие сил земного тяготения на часовой механизм), и минутным репетиром (то есть часы отбивают мелодией не только час, четверть часа, но и при необходимости и минуты), а также вечным (не требующим ручной коррекции) календарем, указателем времен года и рядом других функций. Sky Moon Tourbillon выполнен в двустороннем варианте: на лицевом циферблате показывается солнечное время и размещены индикаторы вечного календаря, а на оборотном (том, что прилегает к запястью), выполненном под ночное небо с обязательным Млечным путем, указываются фазы и орбита Луны, а также отображается время в двадцатичетырехчасовом формате. На стенде фирмы одновременный показ всей этой красоты был достигнут закреплением Sky Moon Tourbillon на вращающемся механизме, так что попеременно были видны то «дневной», то «ночной» циферблаты. Часы получились довольно массивными (диаметр корпуса составляет 42,8 мм, толщина – 16,25 мм), тяжелыми (вес в зависимости от материала корпуса от 61,5 г до 80,5 г) и дорогими. Пока Sky Moon Tourbillon существует в двух экземплярах: один – в корпусе из желтого 18-каратного золота (950 тыс. швейцарских франков), второй – в платиновом (990 тыс. швейцарских франков). Счастливый коллекционер (а в том, что модель предназначена именно для этой публики, никаких сомнений нет) за без малого $600 тыс. будет удостоен чести принять покупку из рук президента Patek Philippe Филиппа Штерна.

Часовщики под корпоративными знаменами Впрочем, разработка и продажа часов за астрономические суммы – удел «женевских баронов», как принято называть в Швейцарии старейшие и престижные часовые дома. «План по валу» обеспечивается за счет более массовых и соответственно дешевых изделий. Самым демократичным из них, безусловно, является Swatch, который собственно в Базеле не представляется, однако его дух вполне зримо присутствует в выставочных павильонах. Тенденция к объединению швейцарских производителей в холдинги, заданная творцом Swatch Никола Хайеком еще в 80-х, крепнет год от года. Расслабиться никому не дает сам Хайек: его концерн Swatch Group ныне является крупнейшим объединением швейцарской часовой промышленности и продолжает прирастать все новыми брэндами и производствами. На выставке этого года широко обсуждались последние приобретения Хайека: фирма Glashutte Original из набирающей в последнее время популярность традиционно часовой немецкой земли Саксония и маленькая женевская фирма Jaquet-Droz, прославившаяся не столько сложными механическими часами, сколько движущимися фигурами людей – совершенно в стиле средневековых автоматов. Новички в семействе Swatch Group укрепят дивизион дорогих часов, венчающих знаменитый «пирог Хайека», до того представленный в холдинге марками Blancpain и Breguet. Вместе с приобретением Breguet Swatch Group обрела почти что монопольный контроль над швейцарскими производителями часовых механизмов – крайне важной сферой отрасли. Дело в том, что абсолютное большинство швейцарских производителей использует не собственные, а покупные механизмы, производимые двумя-тремя крупнейшими фабриками (механизм собственной разработки – это уже признак фирмы, относящейся к «высшей лиге»). К имеющимся у Хайека фабрикам ETA и Frederic Piguet, после покупки группы Breguet была присовокуплена фабрика Lemania, известная как поставщик высококлассных механизмов для таких фирм как Omega, Chopard и множества других. Таким образом Swatch Group получает прибыль не только от производства часов под принадлежащими ей брэндами, но и является поставщиком компонентов для изделий конкурентов, что не может не радовать стремящегося к тотальному контролю Хайека. Конкуренцию Swatch Group в последние два года в деле приобретения фирм составляет LVMH, крупнейший в мире концерн, специализирующийся на предметах роскоши. Его глава, француз Бернар Арно, в 1999 году обратил внимание на часовую и ювелирную промышленность, до того не представленную в модном холдинге, и немедленно купил ряд марок, которые теперь составили ювелирно-часовой дивизион LVMH. В империю Арно попали швейцарские часовые фирмы TAG Heuer, Ebel, Zenith, французские ювелирные марки Chaumet и Fred, часовое производство под фэшн-брэндом Christian Dior и итальянский производитель ручек Omas. Кроме того, как известно, LVMH формирует в стратегическом альянсе с De Beers новую ювелирную компанию. Во главе нового дивизиона Арно поставил Кристиана Виро – менеджера, который в начале 90-х превратил TAG Heuer в культовый брэнд, сравнимый по популярности с Rolex. Плоды деятельности Виро уже начали воплощаться в жизнь: на Базеле-2001 основательно переработанную коллекцию представила фирма Ebel, которой по маркетинговой концепции вместе с TAG Heuer суждено превратиться в «формирующую стиль»; Zenith останется в LVMH представителем типичного швейцарского часового стиля высокого уровня; Chaumet активно вторгается в сектор ювелирных часов. Не дремлют и давние конкуренты из группы Richemont, принадлежащей южноафриканскому магнату Йохану Руперту. Эта группа еще в начале 90-х сформировала мощный холдинг ювелирных и часовых марок весьма высокого уровня (в частности, ей принадлежат Cartier и Alfred Dunhill), а в последние годы активность Richemont просыпается эпизодически, но крайне избирательно. Так, неожиданно три года назад была куплена фирма Vacheron Constantin, а в прошлом году Richemont выложила более миллиарда долларов за выкупленные у немецкого промышленного гиганта Mannesmann фирмы IWC, Jaeger-LeCoultre (обе – Швейцария) и Lange & Sohne (Германия) – все «конторы» очень высокого класса. Повернутые на эксклюзивности боссы Richemont не выставляются в Базеле, а проводят параллельный базельскому шоу ежегодный Салон высокого часового искусства в Женеве. Так холдинги формируют новый ландшафт самой традиционной из швейцарских отраслей промышленности.

Еще по теме