Частный секвестр
Как показывают данные холдинга «Ромир», полученные в ходе всероссийского опроса в марте 2015 г.*, почти половина российских граждан собирается перераспределить семейный бюджет в пользу только действительно самого необходимого. Это нужно для того, чтобы привести расходы в соответствие с ситуацией в экономике страны.
Согласно полученным результатам, чаще всего, отвечая на вопросы социологов, россияне заявляли о готовности экономить на таких статьях расходов, как развлечения (37%), путешествия (32%) и деликатесы (30%). Во вторую группу риска по сокращению трат попали одежда и обувь (21%), рестораны (21%), алкоголь и еда в целом (по 15%), а также мобильные коммуникационные устройства (15%). Каждый десятый респондент сообщил, что готов сократить расходы на салоны красоты. Менее десятой доли россиян готовы экономить на косметике (6%), бытовых услугах (5%), занятиях спортом (5%), медицинских расходах (4%), мобильной связи (3%) и транспорте (3%).
При этом рейтинги статей расходов, которые могут быть переведены в режим экономии в нынешних условиях в России, практически идентичны в различных социально-демографических группах. Можно лишь отметить, что, например, молодые россияне 18–24 лет более склонны к экономии на развлечениях (43%), ресторанах (28%) и гаджетах (21%). Респонденты старше 60 лет значительно чаще говорили о том, что готовы сократить расходы на деликатесы (34%), одежду (34%), еду в целом (23%) и даже на лекарства (8%). Значительно реже, чем в среднем по выборке, о готовности экономить на еде и алкоголе заявляли представители высокодоходной группы населения.
На салонах красоты готовы экономить 10% россиян в целом, а на косметике и парфюмерии – 6%. Однако среди женщин этот показатель значительно выше: траты на красоту готовы сократить 22% опрошенных россиянок (13% – на салоны и 9% – на косметику), тогда как среди мужчин такой вариант ответов в целом указали вдвое меньше респондентов – 9%. Это объясняется не тем, что российские мужчины не готовы отказываться от расходов на парфюмерию и парикмахеров, а, скорее, тем, что они в среднем тратят на собственную красоту меньше женщин.
По материалам холдинга «Ромир»
* Во всероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 лет и старше, проживающие в городах и сельской местности во всех федеральных округах. Выборка репрезентирует взрослое население России.