Top.Mail.Ru
бизнес

Еще полетаем: стало известно о запросе России на покупку самолетов Boeing

Фото: Edgar Breshchanov / Global Look Press Фото: Edgar Breshchanov / Global Look Press

Россия обратилась к США с неофициальным запросом на покупку самолетов Boeing после того, как будет достигнуто перемирие на Украине, утверждает Bloomberg. Для приобретения лайнеров могут быть использованы средства из замороженных в США российских активов. 

Ссылаясь на российский источник Bloomberg утверждает, что сделка по покупке самолетов может стать частью стратегии по смягчению антироссийских санкций, когда боевые действия на Украине прекратятся. Собеседник агентства уточнил, что просьба Москвы не является условием для заключения соглашения о прекращении огня. При этом в России прекрасно понимают, что до заключения перемирия какое-либо использование замороженных средств невозможно.

Представитель Совета нацбезопасности Белого дома Брайан Хьюз прокомментировал агентству эту информацию словами о необходимости перемирия. «США не будут обсуждать никакие экономические обязательства до тех пор, пока не будет достигнуто перемирие», — сказал он.

Известно, что в США остаются заблокированными около пяти миллиардов долларов, принадлежащих России. Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров на прошлой неделе рассказывал, что Москва предложила Соединенным Штатам снять санкции с «Аэрофлота». В Вашингтоне предложение «восприняли», но ответного шага не продемонстрировали.

Запрет на продажу самолетов, запчастей и оборудования авиакомпаниям из России действует с февраля 2022 года. Он стал частью санкций, принятых в отношении Москвы западными странами. Крупнейшие авиапроизводители — Airbus и Boeing — отказались от поставок самолетов в РФ. Boeing также приостановил поставки запчастей, техническое обслуживание и техническую поддержку российских авиакомпаний. Кроме того, компания закрыла свой учебный центр в нашей стране.

Однако два месяца назад появилась информация, что Boeing хотел бы вернуться в Россию. План по возвращению предусматривает два этапа: сначала планируется разрешение на поставки авиакомпаниям России старых самолетов, которые продают другие перевозчики, потом — полное снятие всех ограничений на торговые отношения. А поставки запчастей могут возобновиться сразу после отмены санкций. В настоящий момент на запчастях к самолетам в России зарабатывает не производитель, а  компании, работающие по схемам параллельного импорта.

Для компании Boeing снятие антироссийских санкций — это одна из возможностей поправить финансовое положение,  пошатнувшееся после двух авиакатастроф с участием лайнеров 737 MAX, в результате которых погибли 346 человек. Компания тогда вынужденно признала, что сознательно вводила в заблуждение регуляторов относительно безопасности самолетов. В результате скандала Boeing упустил целый ряд крупных заказов, доставшихся в итоге ее главному сопернику Airbus (несмотря на увеличение сроков ожидания поставок).

В марте глава «Ростеха» Сергей Чемезов говорил, что при возможной отмене санкций и возвращении иностранных производителей самолетов «условия их работы никогда не будут прежними». Он указал на проекты отечественных самолетов МС-21 и нового Superjet. По словам Чемезова, они в настоящее время проходят сертификационные испытания, поэтому необходимо «выстроить правила игры» так, чтобы авиакомпании РФ были заинтересованы в покупке российских самолетов.

Российские авиастроители пытаются  воспользоваться ситуацией: отсутствие у отечественных авиаперевозчиков возможности купить иностранные самолеты и сложности с обслуживанием имеющегося флота привели к тому, что со многих старых отечественных проектов стряхнули пыль, а в новые — увеличили инвестиции. Однако пока сроки реализации даже самых перспективных проектов по различным причинам постоянно сдвигаются, и поставки новых отечественных самолетов компаниям-авиаперевозчикам остаются единичными.