Top.Mail.Ru
рынки

Чебурашка против Голливуда

Теперь от Армагеддона вместо Брюса Уиллиса мир спасает Чебурашка. Сборы в $91 млн смогли спасти российский кинопрокат от полного коллапса. Илл.: «Компания», фото: Touchstone Pictures; ≪Централ Партнершип≫ Теперь от Армагеддона вместо Брюса Уиллиса мир спасает Чебурашка. Сборы в $91 млн смогли спасти российский кинопрокат от полного коллапса. Илл.: «Компания», фото: Touchstone Pictures; ≪Централ Партнершип≫

Если бы год назад мы провели тотализатор среди кинокритиков, какой фильм в 2023 году соберет самую большую кассу в российском прокате, весь выигрыш достался бы казино. Не «Дюна», не новый «Аватар» и даже не, прости господи, очередной «Крик»… «Чебурашка»! Вот кто сорвал банк, принес почти $100 млн сборов и стал спасителем всей российской киноиндустрии. Мировые голливудские премьеры поставили российские кинотеатры в игнор

Провал российского проката начался с пандемии, и оправиться после этого падения ему уже не удалось. Демонстративный уход в 2022 году сильнейших зарубежных мейджоров — Universal Pictures, Disney, Warner Bros., Sony Pictures и Paramount — четко дал понять: теперь надеяться российскому кинобизнесу придется только на себя.

На релизы этих компаний в обычной жизни приходилось до 75% выручки российских кинотеатров, и с их уходом в кинозалах воцарилась неприятно звенящая пустота. С января по октябрь прошлого года более 100 кинотеатров в стране приостановили работу, а 43 из них вовсе закрылись. К концу года рынок просел на 42% — общие сборы составили 23,7 млрд рублей, а количество проданных билетов сократилось почти на 43%.

В попытке вернуть зрителей кинотеатры прибегали к разным тактикам — от безысходности даже стали продавать билеты на популярные сериалы. Так, летом прошлого года в прокат выходили эпизоды сериала «Два холма», созданного видеосервисом Start. Тогда совладелец компании Эдуард Илоян объяснял, что в нынешних условиях отечественные стриминги обязаны поддерживать офлайн-кинотеатры и помогать им наполнять репертуар.

Некоторые игроки пошли еще дальше, запустив в прокат телевизионные шоу. Одно из них, реалити «Беременна в 16», крутили в кинозалах «Формула кино» и «Синема парк» в нескольких городах России. При этом показы в кинотеатрах были премьерными, что довольно редко практикуется на современном телевидении. Помимо ток-шоу, в ход пошли показы прямых трансляций компьютерных игр, спортивных чемпионатов и других похожих форматов. Но даже все вместе они по сборам сильно не дотягивали до голливудских блокбастеров.

На этом фоне успех «Чебурашки» вовсе не феноменален. В то время как мир смотрел «Дюну» и новый «Аватар», любимый с детства сегодняшними взрослыми ушастый герой не только дал кинотеатрам спасительный $91 млн сборов, но и поработал на скрепы традиционных ценностей. И дал кинотеатрам на время перевести дух и закрыть часть долгов, которые достигли почти 5 млрд рублей.

Однако очевидно, что Чебурашка в одиночку не может спасти всю киноиндустрию. Глава Ассоциации владельцев кинотеатров Алексей Воронков считает, что кинотеатры смогут зарабатывать только на отечественном кино при условии, что таких фильмов, как «Чебурашка», будет выходить минимум десять в год — и все с одинаковым успехом.

Параллельный киноимпорт

Несмотря на бойкот со стороны зарубежных мейджоров, большие голливудские картины изредка доходили до российского зрителя. В частности, в некоторых кинотеатрах можно было увидеть хит американского проката «Аватар: Путь воды». Фильм Джеймса Кэмерона в России показывали без согласия правообладателей — компании Disney и студии 20th Century. По разным оценкам, в нелегальном прокате лента могла собрать не менее 2,4 млрд рублей.

Лазейка, как создать видимость минимального приличия откровенно пиратскому показу, как обычно, нашлась в советском прошлом. Это так называемое предсеансовое обслуживание — когда зритель якобы покупает билет на неважно какой российский фильм, а перед ним на разогреве «бесплатно» смотрит мировой блокбастер. Таким образом показали не только новый «Аватар», но и «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия» как предпоказ перед российским фильмом «Небо». И это вполне законно — на то есть новые правила, принятые в России с 1 марта 2022 года, которые, по сути, узаконивают нелегальный показ фильмов. А некоторые кинотеатры проявили креатив и показывали «бесплатные» мировые блокбастеры перед вполне себе платной лекцией неважно о чем.

Опять восстала из небытия индустрия по торговле DCP — цифровыми копиями фильмов. Их добывают компании-посредники в кинотеатрах стран СНГ, а затем перепродают российским прокатчикам. Цены по сравнению с официальными очень и очень гуманные — например, цифровая копия «Аватара» обошлась прокатчику в 200 тысяч рублей, «Черной Пантеры» — в 100 тысяч, а менее популярные релизы и еще дешевле.

Но к чести нашей киноиндустрии подобными схемами пользуются далеко не все. Нелегально фильмы показывают только около 600 кинотеатров (а их в стране 2200). Но при этом спрос есть — совокупный бокс-офис нелицензионных голливудских картин по итогам прошлого года составил примерно 1 млрд рублей. И если еще год назад в Ассоциации кинотеатров резко осуждали практику использования фильмов без разрешения правообладателей, то теперь сменили риторику, стали называть пиратский контент «параллельным прокатом» и говорят, что это может помочь отрасли выжить.

Аватар-2В то время как мир смотрел новый ≪Аватар≫, ≪Чебурашка≫ дал российским кинотеатрам спасительный $91 млн сборов. Фото: 20th Century Studios

Как дела у стримингов

В отличие от традиционных кинотеатров, российские стриминги во время пандемии расцвели за счет небывалого прироста подписчиков. Аналитики прогнозировали индустрии рост в ближайшие несколько лет в среднем на 26% в год, а к 2024-му Россия могла войти в топ-20 крупнейших рынков мира.

Кроме того, в последние несколько лет на Западе появился спрос на оригинальный контент российских киностудий. В частности, Netflix приобрел права на показ «Эпидемии», «Майора Грома», «Чернобыля» и других отечественных картин. Всерьез шли разговоры о создании совместного производства Netflix с Россией.

Но после 24 февраля Netflix разорвал все отношения с Россией и ушел из страны одновременно с основанным украинским бизнесменом крупным сервисом Megogo. Аналитики оценивали совокупную долю этих двух компаний примерно в 10% рынка (около 500 тысяч подписчиков).

Уход популярных видеосервисов привел к общему снижению интереса российской аудитории к сериалам — на четверть по сравнению с 2021 годом. Также сократилось число людей, которые платят за подписку на стриминги. Как ответ на это появились совместные подписки. Например, More.tv («Национальная Медиа Группа») и Wink («Ростелеком») вовсе решили объединить свои видеосервисы.

Еще одной проблемой стал отток американских и европейских правообладателей. По данным TelecomDaily, за прошедший год видеосервисы потеряли до половины контента крупных западных киностудий. Больше других пострадал «Кинопоиск», принадлежащий «Яндексу»: за год объем контента киностудий-мейджоров на платформе снизился вдвое (с примерно 2000 до порядка 1000).

Только одному онлайн-кинотеатру удавалось обновлять свою коллекцию — это «Амедиатека», которая привозит в Россию сериалы HBO. Шоу американского телеканала были недоступны на платформе несколько месяцев, но летом прошлого года снова появились в ее библиотеке. Как это удалось и в чем суть новых договоренностей с HBO, «Амедиатека» скромно не поясняет.

В отличие от кинотеатров, стриминги рисковать показом нелицензионных фильмов не захотели. За прокат пиратского контента им может грозить блокировка приложений на смартфонах и телевизорах, а на таких устройствах фильмы и сериалы смотрят около 70–90% пользователей.

В том числе по этой причине ассоциация «Интернет-видео» (объединяет крупные видеосервисы) выступала против так называемого принудительного лицензирования зарубежного кино. Власти планировали узаконить механизм, который позволит стримингам и кинотеатрам использовать иностранный контент без разрешения правообладателей. Однако, несмотря на сопротивление участников рынка, такой законопроект все же могут в ближайшее время внести в Госдуму.

При всех сложностях, несмотря на просадку в первой половине года, по итогам 2022 года рынок стримингов показал неплохие результаты — он вырос на 17%, до 67,8 млрд рублей. Аналитики связывали улучшение темпов роста с двумя факторами — с развитием цифровых экосистем и приходом новых поставщиков контента — в первую очередь азиатов.

Новые решения

Однако и после ухода из России всех ведущих мировых мейджоров в российском прокате был доступен не только нелегальный зарубежный контент. Каким-то непостижимым образом некоторые американские картины появлялись на больших экранах вполне официально. Например, «Атмосфера кино» сумела договориться с Lionsgate и привезти в Россию четвертую часть «Джона Уика», которую в Россию привезла компания-прокатчик. Но условия договоренностей об официальном релизе фильма в России обе стороны не раскрывают.

Совершенно официально в российских кинотеатрах в начале этого года прошел новый боевик Гая Ричи «Операция „Фортуна“», а следующий его фильм «Переводчик» (в производстве картины участвовал «Кинопоиск») совершенно официально вышел в российских кинотеатрах в мае. Продолжают «прокатывать» свои фильмы в России и независимые студии — например, американская A24. Летом 2022 года на большие экраны вышел «Род мужской», а в этом году — «Все страхи Бо» с Хоакином Фениксом.

В отсутствие голливудских премьер большая ниша открылась для азиатского кинематографа, которым активно пополняют каталоги как офлайн-кинотеатры, так и видеосервисы. Так, только на платформе Okko объем фильмов и сериалов из Южной Кореи вырос за год в два раза. По данным компании, контент из этой страны показал наибольший прирост по времени смотрения. Кроме того, российские стриминги стали активней сотрудничать с правообладателями из Турции и Индии.

Ну и добивают объем «старые песни о главном». В прошлом году на больших экранах показали в общей сложности 85 старых фильмов. Кто бы мог подумать, что старые добрые и снова актуальные, правда, в несколько другом аспекте «Брат» и «Брат 2» Алексея Балабанова соберут в кинопрокате 112 млн рублей.

Болливуд и БратВ отсутствие голливудских блокбастеров за внимание зрителей не на жизнь, а на смерть бьются ≪Брат 2≫ 20-летней давности и болливудские боевики. Фото: DVV Entertainment, Кинокомпания CTB

Что дальше

Рынок онлайн-кинотеатров постепенно будет восстанавливаться. По прогнозам «ТМТ Консалтинг», он может вырасти по объему выручки на 18–20%, по итогам года — до 80 млрд рублей. В TelecomDaily ожидают роста рынка в 10–12%. Восстановление индустрии аналитики прогнозируют к 2025 году, когда выручка участников рынка достигнет 103,2 млрд рублей. Этому в том числе могут способствовать рост числа пользователей экосистем и увеличение стоимости подписок.

Кроме того, стриминги будут расти за счет наращивания собственного производства, считает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. По его мнению, количество новых релизов может вырасти на 30% — до 120 единиц. Динамика уже заметна — в 2022 году российские онлайн-кинотеатры выпустили 89 оригинальных фильмов и сериалов против 74 в 2021-м.

Что касается традиционных кинотеатров, то взгляды на 2023 год в индустрии диаметрально противоречивы. В Ассоциации владельцев кинотеатров смотрят на него пессимистично и ожидают, что рынок может просесть еще на 10–15%. Несмотря на позитивную динамику начала года, считают они, во II и III кварталах спада не избежать. А вот «Бюллетень кинопрокатчика» прогнозирует общий годовой бокс-офис на уровне 30 млрд рублей —это на 34% выше результатов 2022 года. Половину этой суммы должно обеспечить российское кино, которое в прошлом году показало общие сборы 12,3 млрд рублей. Самый ожидаемый и он же максимально распиаренный фильм — снятый в космосе «Вызов», производством которого занимались Yellow, Black & White, Первый канал и Start (за первый месяц показа картина собрала более $10 млн). Среди других ожидаемых больших сборов — «Мастер и Маргарита» (студии «Амедиа», «Профит», «Марс Медиа Энтертейнмент»), «Нюрнберг» («Синема Продакшн», «Газпром-Медиа», «Кадр-медиа») и «Сто лет тому вперед» (НМГ, «Водород», «Централ Партнершип»).

Что касается глобальных трендов… Возвращение в страну мейджоров не предвидится, доля теневого проката продолжит расти и легко может достигнуть 20–25% к концу года. Над кинотеатрами нависла угроза массовых банкротств — по итогам года их количество в стране может сократиться на 10%. Но при всем при этом аналитики считают, что мы достигли дна. Хуже уже не будет.