Черный день в багровых тонах: Мосбиржа отреагировала обвалом на референдумы
Московская биржа отреагировала резким обвалом на новости о проведении референдумов в Донецкой и Луганской республиках и решении Госдумы дополнить Уголовный кодекс понятиями «мобилизация» и «военное положение». Схожее потрясение рынок переживал 24 февраля.
По данным на 15:09 мск индекс Мосбиржи обрушился до 2172,31 пункта, более 10% с начала торгов. К моменту публикации индекс подрос до 2 317,22 пункта (-4,41%). Индекс полностью растерял рост, зафиксированный после объявления промежуточных дивидендов «Газпрома». Долларовый индекс РТС проседал до 1140,2 пункта, но смог восстановить позицию до 1214,91 пункта (-4,48%).
Зафиксированное падение индекса Мосбиржи 20 сентября стало максимальным с 24 февраля. Лидером падения стал «Газпром» — его акции резко подешевели на 17,5%. К моменту публикации бумаги компании отбили половину падение и теперь торгуются по 226,4 рубля за штуку (-7,29%). Не менее сильно просели бумаги «Тинькофф Групп» — на 12,41%, Etalon Group — 11,51%, «Новатэк»— на 10,07%, Polymetal — 8,68%, «Лукойла» — на 7,14%, Сбербанка — на 4,57%.
Одной из причин обвала стало решение властей Луганской и Донецкой народных республик, а также пророссийских администраций Херсонской области назначить даты проведения референдумов о присоединении к России на 23-27 сентября. Аналогичный референдум в Запорожской области предложило провести движение «Мы вместе с Россией».
Все это существенно повышает риск обострения идущего военного противостояния, подчеркивает инвестконсультант ФГ «Финам» Марат Райхель. Он считает, что в ближайшие дни на российском фондовом рынке будет сохраняться неопределенность и повышенная волатильность. Многое, по словам Райхеля, будет зависеть от действий российских властей после объявления результатов референдумов.
Дивиденды превращаются в налог
Кроме того, на инвесторов повлияла информация о том, что комиссия правительства по бюджетным проектировкам будет обсуждать меры по повышению налогов с сырьевых экспортеров. Кабмин планирует собрать с них порядка 1,4 трлн рублей в 2023 году за счет повышения вывозных пошлин и ставок НДПИ. Также правительство обсуждает повышение экспортной пошлины на нефть на 2023 год и продление скорректированного демпфера на бензин. В 2023-2025 годах планируют пополнить бюджет более чем на 3 трлн рублей, писал «Коммерсант».
Озвученные факторы могут заметно сказаться на будущих финансовых показателях компаний и затруднить выплату дивидендов, считает заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global Георгий Ващенко. Он не исключил, что после новостей о возможном повышении налогов на отрасль число тех, кто верит в выплату рекордных дивидендов «Газпрома» снизилось.
Компания собиралась выплатить рекордные и первые в своей истории промежуточные дивиденды за первое полугодие в размере 1,2 трлн рублей, что почти соответствует дивидендам за весь прошлый год. Топ-менеджмент заявлял, что рекомендация выплатить дивиденды дана с учетом «уверенных финансовых результатов и значительного запаса ликвидности на балансе». Решение о выплатах должны принять на внеочередном собрании акционеров 30 сентября.
Большая часть инвесторов встретила новость с большим ажиотажем, но некоторые отнеслись к ней с настороженностью, поскольку помнили, как минувшим летом «Газпром» разочаровал фондовых рынок.
Еще в мае совет директоров рекомендовал акционерам выплатить дивиденды по итогам прошлого года в размере 1,24 трлн рублей — рекордную сумму для всего российского фондового рынка. Однако 30 июня акционеры отказались от выплат за прошлый год. Тогда в компании объяснили это решением Минфина, который собирался увеличить налоговую нагрузку на компанию как раз на 1,2 трлн рублей, которые и планировалось выплатить в качестве дивидендов.
«Я полагаю, что сильной паники на рынке все же нет. Если новостной фон не ухудшится, то завтра можем увидеть отскок на 1-1,5%», — прогнозирует аналитик. Он не исключил, что помешать этому смогут только новости геополитики.
Райхель из «Финама» рекомендовал инвесторам с осторожностью подходить к набору новых позиций в акциях. «Целесообразным выглядит сокращений “плечей” и переход в менее рисковые активы, такие как государственные облигации», — заключил он.