Чиновник в винной лавке
Алкогольный рынок лихорадит после введения правительством новых налоговых правил. В стране значительно сократилось производство водки и вина. Чиновники уверяют, что все это лишь временные неудобства. Тем временем соотношение сил в отрасли меняется в пользу импортеров и крупных отечественных производителей.
С 1 июня в России действуют новые правила уплаты алкогольных акцизов. Они зафиксированы во второй части Налогового кодекса. Если раньше акцизы полностью выплачивались заводами-производителями, то теперь платежи поделены поровну между ними и оптовиками. Торговать крепкими спиртными напитками можно только через специальные склады, где под наблюдением налогового инспектора на бутылки должны наклеиваться федеральная и региональная акцизные марки. Федеральные власти установили новые правила, чтобы вывести местные алкогольные производства из-под контроля губернаторов и увеличить налоговые сборы, но ничего не успели сделать для их реализации. Министерство по налогам и сборам (МНС) затягивает выдачу разрешений на открытие акцизных складов. Многие губернаторы не спешат печатать новые марки, хотя правительство поручило регионам эту работу еще в январе. Все это похоже на саботаж чиновников. МНС разрешило компаниям до конца лета продавать без новой региональной марки алкоголь, произведенный до 1 июня 2001 года. Но многие оптовики и розничные структуры еще в середине лета прекратили покупать подобную продукцию, опасаясь того, что ее не удастся распродать до сентября. Результатом стало резкое сокращение производства алкоголя в июне (см. диаграммы). И хотя в июле производство вновь начало расти, алкогольной продукции все же было выпущено меньше, чем за тот же месяц 2000 года.
Закабаленная бутылка
«На рынке уже три месяца царит полный хаос, – заявил «Ко» гендиректор одной из крупных оптовых фирм, пожелавший остаться неназванным. – Новый закон, может быть, и хорош, но реализуется он из рук вон плохо». Налоговики уверяют, что эти проблемы прогнозировались заранее и носят лишь временный характер. «На потребление водки повлияла жаркая летняя погода», – считает замминистра МНС Виктор Берестовой. Чиновники МНС провели инвентаризацию остатков алкогольной продукции и выяснили, что за июнь – июль производители и продавцы алкоголя реализовали 70% своих складских запасов со старой маркировкой. «Мы считаем, что к 1 сентября, когда истекает срок реализации остатков, все они будут распроданы», – говорит Виктор Берестовой. Однако реализация со склада не означает окончательной продажи товара. По информации «Ко», многие московские магазины как раз в июле прекратили закупать алкогольную продукцию со старой маркировкой и начали возвращать остатки поставщикам. Так, например, поступил торговый дом «Арома», владеющий розничной сетью «Ароматный мир». «За август нам придется вернуть остатки на сумму 2 – 3 млн руб.», – говорит гендиректор «Аромы» Алексей Осадчий. Руководство МНС категорически заявляет, что срок реализации алкоголя со старыми акцизными марками не будет продлен. Судя по заявлениям налоговиков, Гознак напечатал уже достаточное количество новых региональных марок, но производители и оптовики почему-то не спешат их выкупать. Так, на складе московского управления МНС скопилось более 50 млн марок. Однако количество открытых к настоящему времени акцизных складов гораздо меньше, чем того хотелось бы операторам рынка. По данным самого МНС, в Москве зарегистрировано более 500 организаций, занимающихся оптовой продажей алкоголя, а разрешения на открытие акцизных складов имеют всего 95 из них. Для получения такого разрешения, нужно гарантировать определенные объемы производства или продаж, а это могут позволить себе только крупные компании. «Новые правила направлены на укрупнение отрасли, – пояснил ситуацию председатель одного из региональных комитетов по госконтролю за оборотом подакцизной продукции, пожелавший остаться анонимом. – Чем меньше компаний, торгующих алкоголем, тем легче государству их контролировать».
Нечаянные радости
Не всем алкогольным компаниям новые правила подпортили бизнес. Для импортеров последствия оказались даже благоприятными. Это объясняется просто: акциз на импортные вина уплачивается поставщиком, а акцизная марка (всего одна) наклеивается на продукцию до ее растаможивания. «Недостаточное количество акцизных складов и марок привело к дефициту российских вин, – считает директор по маркетингу компании Vinorum Владимир Наумов. – Рынок не замедлил восполнить дефицит за счет импортной продукции (в первую очередь за счет молдавских вин, наиболее близких к российским по цене). Мы предполагали, что в июле – августе среднемесячный рост продаж составит обычные для нас 10%, а получили сверх того еще 5 – 10% роста». «В августе спрос на алкоголь в регионах превысил наши ожидания, – говорит гендиректор торгового дома «Арома» Алексей Осадчий. – Продажи по сравнению с июлем возросли на 15 – 20%». «У нас за летний период реализация болгарского вина выросла в полтора раза», – констатирует руководитель отдела продаж компании ОКВ Юрий Калин. Правда, он связывает этот рост прежде всего с развитой системой дистрибуции и уходом с рынка мелких игроков. Новые требования Налогового кодекса частично сыграли на руку и крупным производителям водки. Они первыми успели открыть акцизные склады. Торговые компании, которые раньше работали с мелкими производителями, теперь переключают внимание на гигантов отрасли. «К нам за последнее время стало обращаться множество оптовиков, желающих пополнить свой торговый перечень нашей продукцией», – говорит руководитель отдела маркетинга завода «Топаз» Андрей Сергеенков. Еще пару месяцев назад он жаловался «Ко», что из-за новых акцизных правил заводу на некоторое время пришлось полностью остановить производство. Но для большинства российских производителей алкоголя новые акцизные правила разрушили привычные сбытовые схемы. Практически невозможным стало свободное перемещение продукции из одного региона в другой: для этого теперь в каждом регионе нужно иметь или свой акцизный склад, или оптовика, у которого есть разрешение на такой склад. С той же проблемой столкнулись и торговые компании. «Мы не можем поставлять одну и ту же продукцию из одного региона в другой в свои же магазины, – говорит гендиректор «Аромы» Алексей Осадчий. – Теперь бутылка обречена «вертеться» только в одном регионе: в соседние губернии ей путь заказан». Тем не менее производителям и продавцам алкоголя все же придется приспосабливаться к новым условиям. И к концу года алкогольный рынок, видимо, будет выглядеть совсем по-другому.