Top.Mail.Ru
архив

Стихийное бедствие

Столкнувшись с острейшей конкуренцией на столичном рынке, страховщики вынуждены активно заниматься новыми территориями. В Нижнем Новгороде несколько страховых компаний развернули настоящую ценовую войну.

Недавно московские власти провели конкурс, в ходе которого была определена страховая компания, получившая право застраховать все принадлежащие муниципалитету здания – в том числе и здание мэрии на Тверской,13. Победителем конкурса стала Московская страховая компания, основанная несколько лет назад столичным правительством (контрольный пакет акций МСК сегодня находится в собственности московских властей). Имея скромные размеры, эта компания работает и развивается весьма успешно, и Министерство по антимонопольной политике, несмотря на пристальное внимание к МСК, вынуждено признать, что все происходит «по честному». После столь наглядной демонстрации московскими властями своих приоритетов в страховании, компании, которые участвуют в программе льготного страхования столичного муниципального жилья (всего их шесть), почувствовали, что их позиции уже не так надежны, как, скажем, год-два назад. «Начался передел московского рынка, – считает представитель одной из компаний. – И этот передел явно не в нашу пользу». Программа льготного страхования жилья муниципальной собственности действует в Москве уже несколько лет. Она считается социальной и рассчитана в основном на малообеспеченные слои населения. Речь идет о так называемом пропорциональном страховании. Его условия таковы: для страхователей устанавливаются льготные тарифы (40 коп. за квадратный метр), а при наступлении страхового случая (обычно – несколько тысяч рублей) 30% выплат производит страховая компания, а остальные 70% выплачивает муниципалитет. Цель программы – организовать своевременную компенсацию в случае повреждения (как правило, пожара или затопления) квартир. Программа работает достаточно успешно, за пять лет по льготному тарифу было застраховано около 900 тыс. квартир, причем треть из них, по словам начальника управления по связям с общественностью компании «МАКС» Юрия Галкина, застраховала именно его компания. В прошлом году состав участников программы несколько изменился – новым партнером стала компания «РОСНО». Эти-то две компании первыми пришли к выводу, что насыщение московского рынка не за горами, и наступает время экспансии в регионы. Сначала на региональные рынки с программой страхования жилых помещений вышла компания «МАКС». Она предлагает региональным муниципалитетам осуществить программу, идентичную московской – 30% на 70%, – с использованием бюджетных средств. Компания заключила подобные соглашения в Твери, Кирове, Нижнем Новгороде и некоторых других городах. Компания «РОСНО», начавшая серьезно заниматься региональным рынком страхования жилья лишь в этом году, тем не менее, похоже, опережает «МАКС». Связано это с тем, что «РОСНО» действует куда более агрессивными методами. В компании решили не ограничиваться заключением договоров с администрациями, а действовать самостоятельно. «Мы сначала пытались перенести в регионы московскую программу, – говорит директор развития корпоративных и муниципальных программ «РОСНО» Виктор Кремлев. – Но эту схему реализовать не удалось – у региональных муниципалитетов нет денег». На свой страх и риск «РОСНО» начала работать в Нижнем Новгороде, Сургуте, Тамбове и Петрозаводске по модели, учитывающей местные особенности. Несомненно, после московского и питерского рынков самым благополучным и перспективным с точки зрения распространения страховых услуг является Нижний Новгород, где живет около 1,5 млн человек. В этом городе всегда происходило столкновение интересов страховщиков. Так случилось и на этот раз. Нижегородцам везет – помимо «МАКС» и «РОСНО» продавать полисы на страхование жилья по льготным тарифам в Нижнем хочет еще и «Росгосстрах-Нижний Новгород». Последняя компания, конечно, имеет грандиозное преимущество – раскрученный брэнд, большое количество филиалов (около 60 в Нижегородской области) и широкую агентскую сеть. Но «Росгосстрах» действует традиционными методами – агенты ходят по квартирам, – а этот способ не самый удачный, если не сочетать его с какими-то другими методами продаж: потенциальные клиенты зачастую попросту не пускают агентов на порог. «РОСНО» выбрала другую стратегию. Компания заключает договоры с расчетно-кассовыми центрами жилкомхоза (РКЦ ЖКХ). Эта практика, как утверждает Виктор Кремлев, весьма распространена и за рубежом. Однако подобный способ распространения услуг (предложение застраховать квартиру просто напечатано на квитанциях, которые РКЦ вместе с условиями страхования и страховыми свидетельствами рассылает по квартирам) вызвал недовольство у некоторых территориальных органов МАП, усмотревших в этом нарушение условий конкуренции. Тем не менее этот метод продаж себя оправдывает: «РОСНО» благодаря сотрудничеству с РКЦ за два месяца работы удалось застраховать в Нижнем Новгороде более 30 тыс. квартир. Конкуренция с компанией «МАКС», которая придает этому городу стратегическое значение, обострилась. «РОСНО» также предлагает низкие тарифы (оплата страхования средней двухкомнатной квартиры составляет около 15 руб. в месяц, а возмещение – 1500 руб. на кв. м), но без привлечения бюджетных средств. «Компания «РОСНО» просто демпингует в Нижнем Новгороде, – считает начальник управления по связям с общественностью «МАКС» Юрий Галкин. – Они предлагают слишком низкие тарифы, а это значит, что их программа заведомо нерентабельна». По мнению Юрия Галкина, расценки «РОСНО» не соответствуют правилам страхования жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда, лицензированным в этом году Минфином. «Да, наша программа не столь рентабельна, поскольку носит явно выраженный социальный характер, – возражает Виктор Кремлев. – Но благодаря ей мы приобретаем множество клиентов. Наша задача – с помощью этой программы выйти на другие виды страхования. Мы рассчитываем на то, что человек, застраховавший у нас квартиру, затем застрахует и дачу, и машину – но уже по коммерческим тарифам». «Росгосстрах» решил «подстраховаться» и заключил с нижегородской администрацией соглашение о сотрудничестве. «РОСНО» этого сделать не удалось: сначала городская администрация в лице директора департамента экономики, промышленности и планирования Артема Каразанова вроде бы пошла на встречу «РОСНО», но затем мэр Нижнего Юрий Лебедев в очень резкой форме опроверг информацию о том, что город сотрудничает с «РОСНО». Это случилось после того, как одна из жительниц города пожаловалась, что многие пенсионеры автоматически оплачивают страховку, введенные в заблуждение тем, что предложения «РОСНО» рассылаются вместе с квитанциями ЖКХ. «Все эти заявления были обусловлены текущей политической ситуацией в Нижнем Новгороде, – считает Виктор Кремлев. – В то время как раз шла предвыборная борьба между губернатором Скляровым и мэром Лебедевым, и Лебедев был вынужден защищаться от нападок». Впрочем, то, что соглашение так и не было заключено, Кремлев считает положительным моментом. «В последнее время конкурентная борьба на рынке ведется грязными методами, есть попытки использовать территориальные управления МАП как инструмент борьбы, а соглашение с администрацией потенциально создает ситуацию, нарушающую закон о конкуренции», – говорит он. По мнению Кремлева, борьба ведется уже на уровне самых нелепых слухов – в городе стали говорить о том, что низкая собираемость средств в оплату за газ «Нижегородоблгазом» вызвана тем, что жильцы вместо газа оплачивают страховку – опять же из-за пресловутых квитанций. «Это бред, – считает Кремлев; – ошибиться невозможно, там даже платежки разные».

Еще по теме